00:18 МСК
Вторник
23 / 05 / 2017
473

Бог, в которого не стоит верить

Как из искры можно разжечь пламя ненависти и почему не надо этого делать
Автор фото: Анна Добролежа | Бог, в которого не стоит верить
Фото: Анна Добролежа.

В Рязанском театре драмы состоялась премьера спектакля по пьесе французской актрисы, писательницы и драматурга Ясмины Реза «Бог резни» (режиссер-постановщик Сергей Бобровский, художник-постановщик Каринэ Булгач).

Спектакли во многих странах и экранизация этой пьесы Романом Полански неслучайны, а популярность Ясмины Реза как сценариста и автора многих произведений феноменальна. Почему это происходит и зачем название пьесы связано с историческим фактом – арабским геноцидом местного населения в африканском Дарфуре, который все мировые СМИ называют не иначе как резней (400 тыс. жертв за время конфликта)? А связь самая прямая – люди нередко утрачивают способность договориться и входят в состояние исступления и неконтролируемой злобы, сбрасывают с себя маски приличия и воспитанности и переступают опасную черту, забывая о заповеди «не убий», когда уже не помнят, с чего все началось, и не знают, как остановить весь этот ужас. Именно о человеческих отношениях, необходимости решать конфликты мирным путем и оставаться цивилизованной личностью спектакль «Бог резни». И если кажется, что название не совсем связано с сюжетом, то стоит задуматься о том, к чему могут привести ситуации, которые часто возникают в жизни многих и увековечены в устойчивых выражениях (слово за слово, око за око, из-за одной сосенки сыр-бор разгорелся, скандал на ровном месте, ты ему слово – он тебе десять, слово не нож, но до ножа доводит).

Итак, две милые семейные пары собрались для того, чтобы обсудить и миром решить неприятный конфликт между своими малолетними детьми. Хозяева дома, семейная чета Валлонов – Вероника (засл. артистка РФ Татьяна Петрова) и Мишель (засл. артист РФ Олег Пичурин) – родители пострадавшего Брюно, который лишился двух зубов и получил травму губы, – решили цивилизованно, в рамках европейских приличий указать на недопустимость такого поведения родителям Фердинанда, виновника нанесенной травмы. Соответственно супруги Рей – Ален (засл. артист РФ Александр Зайцев) и Аннет (Марина Мясникова) – согласились соблюсти приличия и приняли приглашение в гости к Валлонам, чтобы замять ссору и прийти к согласию. Но договориться у них не получилось. Несмотря на кажущееся радушие хозяев дома, постаравшихся принять обидчиков как можно лучше, не помогли ни купленные с утра красивые тюльпаны, ни свежеиспеченная шарлотка, ни кофе, ни ром, ведь каждый стоял на своем. Семья Рей не принимала обвинения и формулировки «намеренно», «вооруженный», «увечье», считая, что их сын еще ребенок, дети подрались – ну что тут такого, травма – случайность. Вероника Валлон настаивала на злостном умысле и расспрашивала о том, как воспитывают мальчика супруги Рей, всем своим видом намекая на порочность такого воспитания. Все это длилось до того момента, пока не выдержала Аннет и не упрекнула Веронику в том, что их сын первый начал и обозвал Фердинанда стукачом. После чего события стали нарастать как снежный ком, который смел на своем пути и толерантность, и приличия, и какой бы то ни было здравый смысл. Смешалось все – бесконечная занятость Алена, и наплевательское отношение к семье, и выброшенный ночью Мишелем на улицу хомяк, и сумбурные тезисы о том, что дети портят жизнь, рыдания Вероники о своей тяжелой жизни с мужем-неудачником, и истерика Аннет, кричащей о том, что руки мужчины должны быть свободны, а не держать, не выпуская, мобильник, и бросившей в чайник телефон мужа – его сокровище с кучей нужных номеров и смысл всей его жизни. Вырваны и разбросаны красивые тюльпаны, растерзана дамская сумочка, снят и брошен шикарный парик Вероники... А где-то рядом точно притаился таинственный бог резни, безжалостный и кровожадный. И вся эта идиллия, милая уютная комната, утопающая в цветах, напоминает древнее место побоища, где царит право «око за око, зуб за зуб». Опустошенные ненавистью и, видимо, в душе ужасающиеся тому, что произошло, современные люди в центре благополучной европейской страны ощутили себя первобытными дикарями. При всей серьезности темы пьесы не будем забывать, что это комедия, и по ходу спектакля все артисты раскрывают свой и комический, и трагический темперамент. Несомненно одно: жизненная, актуальная и красивая постановка займет достойное место в репертуаре театра.

Светлана Ардашева

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 208 (5249) от 09 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Свободных мест не было

Возвращение Будулая

Культурный рассвет «Ночи искусств»

Свободных мест не было
Во Дворце молодежи прошел пятнадцатый фестиваль дворовой песни «Беседка»
Когда оживает история
На акцию «Ночь искусств-2016» в Сасове пришла молодежь
Читайте в этом номере: