17:23 МСК
Среда
07 декабря 2016 года
Яндекс.ПогодаПикс
Секретарь Есенинской группы Института мировой литературы РАН Максим Скороходов: «Рязанский опыт создания достопримечательного места можно будет использовать во всех регионах страны»Главный тренер хоккейного клуба «Рязань» Павел Десятков покинул свой постЗа сутки на дорогах Рязанской области произошло полсотни ДТП Владимир Юдин, сопредседатель регионального отделения ОНФ в Рязанской области – о поручении Президента России по сохранению и развитию «Есенинской Руси»Активисты ОНФ в Рязанской области провели акцию памяти погибших солдат В Рязанских парках появились информационные щиты со схемами лыжных трасс Проведен брифинг, посвященный итогам сезона-2016, развитию женского футбола в Рязанской области В Рязани показали рисунки детей, переживших оборону города осенью-зимой 1941 года Жители Рязани могут принять участие в Новогоднем «Гранд-Маскараде» Три человека пострадали в ДТП в Рязани Запись на прием к врачу и обеспечение лекарствами – главные темы обращений рязанцев на «горячую» линию регионального минздраваНа долю агропромышленного комплекса приходится 19,2% от общих инвестиций в экономику Рязанской областиВ Рязани без лицензии работал пункт приема вторсырьяГлавная баскетбольная команда Рязанской области БК «Рязань» потерпела восьмое поражение подряд в чемпионате России – от «Самары»В Рязанской области пройдет донорская акция «Река жизни–76» В Рязанской области злоумышленница украла у пенсионерки более 84 тысяч рублейВ Рязанской области появится «детский» бюджетОткрытие фестиваля «Окраина. Рязанская ретроспектива» приурочат к 40-летию клуба «Кинематограф»В Рязани ищут очевидцев ДТП Рязанка Екатерина Балашова из спортивной школы «Фаворит» вошла в состав сборной РоссииЛучшего молодого библиотекаря выбрали в Рязанской областиВ Рязанской области раскрыли кражуБольше 2000 кубометров снега убрали и вывезли с улиц и дорог Рязани ночью В рязанском музее открылась мини-выставка старинных киноафишЗа сутки в Рязанской области зарегистрировали 21 преступление и происшествие
11.11.2016
Просмотров: 313
№210 (5251) |
Двадцать третья полоса

Где собирали дань хазары…

Пытливые и знающие путешественники могут в один день сделать несколько открытий

В Рязанской области есть села, названия которых – Мурмино, Кипчаково, Казарь – сохраняют память о народах, некогда живших там и ныне не существующих: муроме, половцах (кипчаках), хазарах (казарах). Последние известны большинству россиян с детсадовского возраста благодаря пушкинской «Песни о вещем Олеге»:

Как ныне сбирается
                        вещий Олег
Отмстить
          неразумным хазарам,
Их селы и нивы
                 за буйный набег
Обрек он мечам
                        и пожарам…

Недавно наша маленькая группа путешествующих краеведов решила побывать в селе Казарь и посмотреть, осталось ли здесь что-нибудь, кроме названия, напоминающего об исчезнувшем народе, а также познакомиться с тамошними более поздними достопримечательностями.

Накануне поездки я заглянула в каталог А.Б. Чижкова и Е.А. Графовой «Рязанские усадьбы», вышедший в Москве в 2013 году. Там прочитала информацию о том, что эта усадьба основана в середине XVIII в. лейб-гвардии капитан-поручиком Л.Ф. Измайловым, далее переходила от одного владельца к другому, и что здесь сохранилась Успенская церковь 1818 года в стиле классицизма, возведенная вместо прежней деревянной, с перестройками в 1890-х годах по проекту губернского архитектора А.М. Селиванова.

Эти сведения мне не были прежде известны. Обращение к собственной книге «Образы сокровенные», вышедшей в 1993 году и посвященной рязанским иконам, ничего не добавило.

Располагала я также информацией, почерпнутой из книги Льва Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», о том, что государство хазаров – потомков древнего европеидного населения Западной Европы пало еще в X веке под ударом русского князя Святослава, а хазарский этнос распался на христианскую (терские казаки) и мусульманскую (астраханские татары) части. Потомки хазар остались, но этническая система исчезла. На основе этих данных можно было сделать вывод, что хазары поселились на краю рязанской Мещеры, всего в тридцати километрах от устья Трубежа, когда над ним еще не было русской крепости, получившей позднее название Переяславля Рязанского, а еще позднее – Рязани. Что же их занесло в суровую лесную местность из теплого Прикаспия, где они обитали и разводили овец и виноград? Дело в том, что эти овчары и виноградари особым миролюбием не отличались и совершали набеги порой на очень далеких современников, если полагали, что те слабее и можно у них поживиться. Есть версия, что они обложили данью мещерский народ мурому, и Казарь какое-то время являлась тамошним налоговым центром.

Село это неожиданно для меня оказалось большим и из-за современных построек очень нарядным. И только Успенская церковь даже на значительном расстоянии выглядела пришелицей из давно минувшего времени. Подъехав к ней, увидели, что старинное здание не заброшено, ведутся восстановительные работы. Об этом сказал и прибывший еще на одной машине мужчина, который по-хозяйски направился к церковным дверям, отпер их. С позволения приехавшего, а им оказался Олег Николаевич Мищенко, мы вошли вслед за ним внутрь и выслушали его рассказ о том, какие в старинном храме ведутся работы по воссозданию иконостаса. Утраченные образа пишутся заново, уцелевшие кое-где фрески всячески пытаются сохранить. Иконостас меня поразил тем, что лишен (может быть, временно) украшений, иконы в нем небольшие и помещаются в отдельные довольно глубокие ниши.

Пока мои спутники расспрашивал нашего гида о тонкостях восстановительной работы, я отошла от них чуть назад, к левой колонне – и не смогла сдержать возгласа удивления. На меня с большой иконы смотрела Параскева Пятница.

Без репродукции этого образа и его описания, начиная с 60-х годов прошлого века, не обходилась ни одна работа, посвященная древнему искусству Рязани. Благодаря его чудотворному подлиннику, находившемуся в XII веке в Казари, икона упоминается в Никоновской летописи, что теперь является неоспоримым подтверждением древности села. Однако подлинник давно утрачен, существовали со времен незапамятных лишь его копии, списки. Самый древний из дошедших до наших дней относится к XV веку. С него-то и делались репродукции. Обнаружили его в 50-х годах прошлого века в Ташкенте и реставрировали. А в Ташкент он попал из Рязани. В числе нескольких произведений искусства его обменяли на изделия узбекских мастеров.

Все это я сообщила подошедшим на мой возглас мужчинам и объяснила, что истории этой иконы посвящен мой очерк «Право кинуться в огонь», который прежде чем войти в книгу «Образы сокровенные», публиковался в «Приокской газете». Вот он и связал меня с Казарью, о чем я за четверть века после публикации непростительно забыла. А ведь после нее мне не раз звонили жители села. Были и такие среди них, кто намеревался вернуть икону из Ташкента. Ну кто же из музейных работников расстанется с «подлинным шедевром», как называют это древнее произведение специалисты. Перед нами был, конечно, не тот, ташкентский, а другой очередной список. Нового, современного ли он письма или находился на этом месте еще до Октябрьской революции, до упразднения церкви, выяснить мне не удалось.

Олег Николаевич, продолжая экскурсию, повел на погост. И здесь поджидало меня новое открытие. Указывая на маленький букет искусственных цветов, едва поднимающийся над травой, наш гид сказал, что здесь был памятник графине Малашкиной. «Она не графиня, а купчиха»,– возразила я, опять-таки только теперь вспомнив, что то ли в Казари, то ли в Мурмине жили, будучи детьми, известные в Рязани братья Леонид и Николай Малашкины. Первый из них стал знаменитым в конце XIX века в России композитором, дирижером, пианистом и органистом, второй – в начале XX века прославился в Рязани как просветитель, издатель газеты «Рязанский справочный листок», потом просто «Рязанский листок», благодаря чему небольшая улица, где стоял его дом, стала называться Газетным переулком.

Такой информацией я располагаю благодаря очерку Ларисы Сорокиной «С любовью к России», который редактировала несколько лет назад, и материалам, публиковавшимся в областной периодической печати. Авторы публикаций акцентировали внимание читателей на связи знаменитых братьев Малашкиных с Рязанью. Писали в основном о том периоде их биографии, когда они достигли успехов в своей деятельности, и не приводили подробностей об их жизни до поездки на учебу в Москву. Неизвестно, где они родились, какую именно «местную» гимназию посещали. Да и глава семейства, Дмитрий Данилович Малашкин, назывался в публикациях как-то неопределенно – то владельцем Мурминской суконной фабрики, то суконной фабрики в Казари. Так что неясно было, в каком из этих сел жило его семейство.

А тут вдруг обнаруживается захоронение какой-то почитаемой в Казари Малашкиной. Но во всяком случае это не мать Леонида и Николая – та, Пелагея Гавриловна, по сведениям Л.Д. Сорокиной, похоронена на Лазаревском кладбище в Москве. Но в Казари может быть похоронена их бабушка или тетка по отцу. Олег Николаевич не назвал ее имени и, закрывая тему Малашкиных, добавил новый неизвестный мне факт: когда-то на погосте был склеп Малашкиных.

Казалось бы, после такого сообщения я могу заключить: именно Казарь для династии Малашкиных – родовое гнездо: ведь склепы обычно рассчитаны не на одно поколение. Но спешить не буду, поскольку раньше Олег Николаевич обмолвился, что некогда прихожанами церкви были и жители Мурмина. Значит, в ней крестились, венчались, отпевались, а знатные – и хоронились на ее погосте. Поэтому отчий дом братьев Малашкиных мог находиться при фабрике в Мурмине. Но как бы то ни было, Успенской церкви они не миновали. Она да еще ее ровесники, двухсотлетние липы рядом с ней, – свидетели детских и юношеских лет знаменитых братьев. Увы, Рязань подобными памятниками не располагает. Дом Николая Дмитриевича в Газетном переулке сгорел, и что-то очень долго его собираются восстанавливать.

Ирина Красногорская

Статья опубликована в номере 210 (5251) от 11 ноября 2016
От пятницы до пятницы
Сцена без режиссера
В областном художественном музее им.И.П. Пожалостина до 1 декабря проходит выставка фотографий Евгения Леонова. Она называется «Момент жизни»
Димитрий Соколов
Читайте в этом номере:
№ 228 (5269) от
07 декабря 2016
Такое кино
Все тайны «неравного брака»
в одном видео
Новый проект портала «Культура.РФ»
Читайте
в свежем номере
Сбор средств на восстановление Николо-Бавыкинского монастыря

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2016

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru