17:05 МСК
Суббота
18 / 11 / 2017
559

«Коллектор» делает кассу

Монофильм держит в напряжении сильнее, чем самые технологичные спецэффекты

Среди всех кинопремьер уходящего тематического года работа режиссера Алексея Крассовского «Коллектор» стоит особняком. Подобные монофильмы, где на протяжении более часа зритель видит на экране только одного персонажа, в одном интерьере, одежде, и почти в режиме реального времени (в почти 80 минут ленты уложена история, происходившая в течение не более восьми часов) обычно относились к категории фильмов «не для всех». Однако кинопрокатчики не жалуются на невнимание к этой работе, спрос на «Коллектора» стабильный.

Очевидная популярность продиктована далеко не актуальностью темы. Безусловно, последние скандалы вокруг коллекторского бизнеса подогрели интерес к премьере. Но «сарафанное радио» рекомендует сходить в кино благодаря неоспоримо талантливым сценарию, режиссуре и, конечно же, актерской работе.

Коллектор Артур в исполнении Константина Хабенского далек от созданного в реальности образа кровожадного «бандита из 90-х». Он хорошо образован, воспитан, у него отличные манеры, он много и напряженно работает и отлично зарабатывает. Для любой коллекторской компании он более, чем ценный сотрудник, – именно на таких «штучных» специалистах и строится бизнес. И Артур прекрасно это знает, знает себе цену. Основная его деятельность происходит в кабинете, за компьютером и телефоном. Ему виртуозно удается убедить должников вернуть кредиты – он собирает максимально полное досье на каждого, не брезгуя подробностями сугубо личной жизни, а потом «давит» на те точки, которые заставляют человека принести требуемую сумму «на тарелочке с голубой каемочкой». Конечно, его «клиенты» – не случайно не рассчитавшие свои силы или потерявшие работу обыватели. Многомиллионные долги – удел бизнесменов, порой имеющих возможности, но не имеющих желания их отдать. И тем не менее они прежде всего люди, а значит, жизненные обстоятельства под коллекторским давлением могут привести к катастрофе.

Один из недавних «клиентов» Артура якобы покончил с собой. Об этом коллектору сообщает жена погибшего. А через несколько минут в Интернете появляется видео с участием успешного коллектора, в котором он предстает не то чтобы в нелицеприятном виде, а настоящим монстром в обличии человека. В чем уличен Артур, зрителю неизвестно. Но судя по телефонным сообщениям его друзей и коллег, он совершил что-то по-настоящему страшное и бесчеловечное, причем в отношении то ли ребенка, то ли беспомощного старика, совершил то, что делает невозможным дальнейшее общение с ним.

Видео сфабриковано, и разместившая его вдова этого не скрывает, она хочет, чтобы он почувствовал себя в ловушке, безвыходном положении, побывал на месте тех, из кого он «выбивает» долги, пусть не физической силой, а силой психологии. Но как доказать подделку, как реабилитировать себя? Артур мгновенно теряет репутацию – мир его бизнеса так же жесток, как и он сам, одного неверного шага достаточно, чтобы ты оказался в аутсайдерах. В течение нескольких часов коллектор остается без работы, ему перекрывают доступ к серверам с информацией о его клиентах, он расстается с женщиной, теряет друга, его жизнь меняется кардинально. Он пытается разгадать предложенный ему ребус и попутно переоценивает себя, окружение, то, что он делает.

На протяжении всей стремительно развивающейся драмы он получает звонки от сотрудницы ветеринарной клиники, куда в этот день утром Артур отвез сбитую машиной собаку, дворнягу. Отвез случайно, так сложились обстоятельства, сначала мимо хотел проехать. В итоге девушка из клиники становится единственным человеком, от которого он получает участие, а сбитая кем-то собака – единственным существом, о котором он позаботился за последние годы своей успешной, как ему казалось, во всех отношениях жизни. Собака вот-вот должна умереть, врач сообщает, что операция не помогла, но пес сильный, держится дольше, чем положено в таких случаях. Когда Артур наконец принимает решение покончить с этим бизнесом, выходит из офиса, – получает пулю в живот и «зависает» между смертью и жизнью. Зритель может сам решить, жить Артуру или умереть. И это – намеренная отсылка к новозаветной традиции: очищение и перерождение невозможно без уничтожения.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 210 (5251) от 11 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Ищу маму
НОВОСТИ ГОДА КИНО В РОССИИ
Читайте в этом номере: