09:19 МСК
Вторник
28 марта 2017 года
В середине апреля заканчивается срок приема отчетностей о деятельности некоммерческих организаций Рязанской области Один человек погиб, 20 получили травмы в ДТП, произошедших в пятницу и выходные на дорогах Рязанской области В Рязани столкнулись три автомобиля Рязанцы познакомились со «Скорпи-Оном» Петербургские танцоры вновь взяли Гран-при рязанского фестиваля «Черный кот»
15.11.2016
Просмотров: 702

Музыкальный публицист

Концерт хоровой музыки Дмитрия Шостаковича состоялся в Рязанском музыкальном колледже имени Григория и Александра Пироговых

110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича – это не просто дата, позволяющая вспомнить некоторые факты музыкальной истории. Хоровая музыка крупнейшего композитора современности – яркая страница его творчества, отражающая непростое время; революции, войны, индустриализацию страны. Вокальная и хоровая музыка помогала Шостаковичу быть понятым не только в узких профессиональных кругах, она становилась массово популярной, выражая общий настрой страны, сильной духом в любых, самых тяжелых условиях.

Фрагменты из Десяти хоровых поэм на слова революционных поэтов прозвучали в Большом концертном зале музыкального колледжа в исполнении смешанного хора под управлением Ирины Антоновой. «На музыке не могло не отразиться то громадное впечатление, которое всегда производила на меня русская революционная песня», – писал Дмитрий Шостакович о работе, за которую ему был присуждена Государственная премия. Дмитрий Шостакович много работал над музыкой к историко-революционным кинофильмам, внимательно изучая революционные песни конца XIX – начала XX века. Высокая гражданская позиция и высочайшие художественные качества музыки поставили Шостаковича в один ряд с величинами мировой музыки – Бетховеном и Чайковским.

Не только революционная песня влекла Шостаковича своей заразительной мощью. Композитор на протяжении всей жизни знал и изучал русский музыкальный фольклор, делая обработки русских народных песен. В концерте хоровой музыки прозвучала обработка хороводной песни-скороговорки Новгородской области «Как меня младу, младешеньку», в которой так причудливо и естественно объединились горе и ирония.

Полет Юрия Гагарина в космос – мировое историческое событие, на которое Дмитрий Шостакович откликнулся песней, ставшей одной из самых популярных в советское время – «Родина слышит» на слова Евгения Долматовского. Хор Рязанского музыкального колледжа под руководством Ирины Антоновой, солист Алексей Исаев достойно исполнили эту песню – образец безпафосной гражданской лирики, по-человечески очень трогательной и глубокой.

Дмитрий Шостакович за всю свою жизнь создал музыку к 36 кинофильмам. Композитор считал кино хорошей школой. Киномузыка Шостаковича, ставшая такой популярной не только в нашей стране, стала полем смелых музыкальных экспериментов и в то же время точно и правдиво воспроизводила режиссерские замыслы. В своей студенческой юности Шостакович подрабатывал тапером, иллюстрируя немое кино за фортепиано. Музыку для своего первого кинофильма композитор написал в 1928 году, а уже через несколько лет в 30-31 годах, когда в стране появились первые советские звуковые фильмы, Дмитрий Шостакович стал получать регулярные заказы на написание музыки к фильмам.

Известность к Шостаковичу-кино-композитору пришла в 1932 году, когда молодые режиссеры Ф. Эрмлер и С. Юткевич выпустили на «Ленфильме» кинофильм «Встречный» с его музыкой. Средний возраст постановочной киногруппы – 20 лет, белые ночи Ленинграда, необыкновенный творческий подъем во время съемок фильма о трудовых буднях ленинградских металлистов. Премьера фильма состоялась 7 ноября 1932 года и была встречена восторженно, особенно трудовой молодежью. С тех пор, как впервые прозвучала «Песня о встречном», ни одна молодежная вечеринка, ни один эстрадный концерт не обходились без этой песни. Интенсивная и плодотворная деятельность Дмитрия Шостаковича в области киномузыки была отмечена в 1939 году правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени. После Великой Отечественной войны «Песня о встречном» стала Гимном ООН. Шостакович по этому поводу написал: «В конце концов эта мелодия потеряла автора – случай, которым автор может гордиться».

Прозвучавшие в хоровом концерте песни к кинофильмам, музыку для которых написал Дмитрий Шостакович – «Долго ль сердцу ныть, болеть» и «Песня о встречном», «Девичья ласковая» из к/ф «Первый эшелон», «Хороший день» из к/ф «Падение Берлина», «Мирный труд» из к/ф «Единство», охватывают период творчества 30 – 50-х годов. Тогда советская массовая песня в нашей стране стала выразителем единения и энтузиазма. Дирижер Ирина Антонова, концертмейстер Елена Семенова, артисты хора, все, кто пришел в этот вечер в концертный зал РМК, смогли погрузиться в атмосферу далекого героического времени, о значимости и величии которого свидетельствуют музыкально-исторические памятники – песни, созданные Дмитрием Шостаковичем. Когда писались эти песни и из репродукторов над городскими и сельскими улицами неслись слова: «Горячее и бравое бодрит меня. Страна встает со славою на встречу дня!», советская страна с уверенностью смотрела в будущее, несмотря ни на что. Песня, как любой исторический документ, может рассказать и дать почувствовать людям в настоящем их прошлое. А без прошлого, как известно, будущего нет.

Ирина Нестерова

Выборы и интересы
Галина Зайцева
От истории села к истории семьи
Под таким названием прошел вечер в Криушинской сельской библиотеке Клепиковского района, посвященный 145-летию со дня рождения писателя Андрея Михайловича Колабухова (1871-1912), уроженца ...
Читайте в этом номере: