11:11 МСК
Воскресенье
04 декабря 2016 года
Яндекс.ПогодаПикс
Сегодня в Рязани воссоздан рубеж обороны начала декабря 1941 годаПродукция Рязанской нефтеперерабатывающей компании – лауреат всероссийского конкурса Житель Рязанской области украл у соседа холодильникС «Музеем в чемодане» познакомились юные читатели рязанской областной детской библиотеки Рязанские активисты ОНФ пообещали держать на контроле исполнение поручения Президента, прозвучавшего в посланииВ Рязани более 70 машин спецтехники задействованы в работе по очистке дорог от снегаРязанцам вручили государственные и региональные наградыВ Рязанской области легковушка столкнулась с грузовикомРязанских библиотекарей призвали переводить в цифровую форму важные документы краеведческой тематики В ряде домов по одной из улиц Рязани временно отключили холодную воду Волк спел с козлятами в рязанском театре кукол В Рязани, в актовом зале гостиницы «Ловеч», прошла областная научно-практическая конференция, посвященная Всемирному дню качества и Европейской неделе качестваВ Рязани обсудили тему мусораАкадемия ФСИН России стала победителем чемпионата ФСИН России по самбо среди образовательных организаций, прошедшего в РязаниВ Рязани изменятся правила парковки на одной из улицВедущие столичные эксперты по туризму поделились опытом работы с рязанским коллегамиВ Рязани состоялся праздник, приуроченный к Международному дню инвалидовВ рязанской библиотеке имени Горького состоялась патриотическая акция, посвященная Дню неизвестного солдатаВ Рязанской области состоялась просветительская акция «Звезды космонавтики», посвященная 160-летию К.Э. ЦиолковскогоРязанец стал одним из победителей всероссийского фестиваля «Русские рифмы»В Рязани инспекторы ГИБДД совместно со слабовидящими школьниками провели акцию «Внимание! Слепые пешеходы!» В Рязанской области разыскивают очевидцев ДТП В Рязани полицейские изъяли «синтетику»В Рязанской области подвели итоги смотра-конкурса на лучшую организацию шефской работы в системе образованияВ Рязани прошел Праздник открытых сердец
16.11.2016
Просмотров: 509
№213 (5254) |
Третья полоса

Лекарство от молчания

Как логопеды-дефектологи преодолевают задержку развития речи у детей
Автор фото: Анна Добролежа | Лекарство от молчания
Фото автора.

Большинство людей считает, что логопед занимается постановкой звуков, исправлением дефектов речи. На самом деле – это только одно из направлений его работы. Детей с нарушениями звукопроизношения из-за физиологического или функционального недоразвития становится все меньше. И все больше деток, которые не говорят в 3-4 года и даже в 8 лет. Таким «молчаливым» детям помогают логопеды-дефектологи, в частности Александра Сергеевна Суслова-Долгорукова, руководитель Центра развития интересов и знаний «Кругозор».

Вместе с родителями

Р.В. – Александра Сергеевна, расскажите, чем профессия логопеда-дефектолога отличается от специальности обычного логопеда?

А.С. – Логопед работает с уже имеющейся речью ребенка, занимается правильной по­становкой звуков, произношением, развитием связной речи у детей от 4-х лет и взрослых. Он занимается с обычными детьми, у которых нет задержки в работе центральной нервной системы и умственного развития. Дефектолог – специалист коррекционного направления работы. Он не исправляет дефекты произношения, а лишь помогает малышу высказывать свои мысли. То есть на самом деле дефектологи не ставят речь, а только борются с проблемами, вызванными теми или иными нарушениями в развитии ребенка.

Р.В. – С чего вы начинаете коррекционную работу?

А.С. – Первое, что я делаю, – задаю родителям вопрос: зачем они привели к нам своего ребенка? Затем мы проводим комплексную диагностику сразу с несколькими специалистами: логопедом-дефектологом, специалистом по нейрокоррекции и психологом. Отталкиваясь от запроса родителей, мы смотрим, насколько ребенок соответствует возрастным нормам развития, насколько сформированы основные умения, знания и навыки, а затем совместно разрабатываем маршрут коррекционной работы.

Р.В. – Почему так важно, чтобы родители формулировали проблему? Вы же специалисты и сами все видите.

А.С. – Бесполезно работать с ребенком, если у родителей нет понимания ситуации и мотивации ее исправить. Часто мамы и папы перекладывают ответственность коррекционного воспитательного процесса на плечи основного и неформального образования. Еще на «берегу» я объясняю родителям, что, даже если мы будем работать с вашим ребенком 5 раз в неделю, это всего лишь 40 минут из 24 часов. А если родители будут работать с детьми дома, то совместно у нас все получится!

Р.В. – Как на ранней стадии выявить у ребенка проблемы в развитии речи?

А.С. – Первое гуление появляется очень рано, ребенок практически сразу начинает вокализировать. Беспричинный, постоянный, заходящийся крик – это не норма. Если малыш не реагирует глазами на лицо матери, не поворачивает голову к источнику света, к источнику звука, не реагирует на ласковое обращение, его обязательно нужно показать неврологу.

В полгода у ребенка появляются длинные цепочки слогов: ма-ма-ма-ма-ма… ба-ба-ба-ба-ба…. В 9–10 месяцев слоговые цепочки начинают укорачиваться, становятся более ритмизированными: ма-ма-мА, ба-ба-бА. Чем короче цепочка, тем ближе ребенок к реальному слову: мама, баба. Но не всегда такие цепочки стоит воспринимать как слова – когда ребенок говорит их, обращаясь именно к маме, – это слово, а если на все, что видит, – нет. Если до двух лет ситуация не исправляется, возможно, у ребенка наб­людается нарушение речевого слуха – и его необходимо показать неврологу.

Р.В. – Как проверить речевой слух ребенка?

А.С. – Очень часто дети понимают взрослых по интонированию и невербальному показу, а не по содержанию слов, когда им, к примеру, говорят: «Иди сюда!» – и при этом используют характерный жест. Можно проверить уровень понимания речи ребенка в домашних условиях, и с таким же тоном и движением руки сказать: «Принеси куклу». Если малыш просто идет к вам и не несет куклу, значит, уровень понимания речи снижен и стоит проконсультироваться у специалистов.

Р.В. – Когда ребенок в норме должен произнести первые слова?

А.С. – В год и три месяца появляются первые словечки, маленькие, короткие, имеющие структуру первых однокорневых аморфных образований: «Ма, ди», что означает «Мама, иди». Такие усеченные слова могут иметь несколько значений, но они должны указывать на конкретные предметы. К примеру, вы знаете, что «ка» – это кастрюля и кошка, но никак не стул, потому что стул у ребенка – «ту». Только когда у малыша появляется смыслоразличение и он может коммуницировать, пусть и с дефектами произношения, мы можем говорить о речи в полном смысле этого слова.

Начинаем волноваться

Р.В. – Если ребенок не говорит, со скольких лет нужно начинать волноваться?

А.С. – С полутора-двух лет. По норме в два года ребенок должен знать 250 слов. В этом возрасте достаточно двусложных слов, заканчивающихся на гласный звук: мама, деда, киса, петя, зая, ляля. В это время должна появиться фраза.

В три года нужно освоить 800–1500 слов из каждой лексической темы. Они могут быть с небольшими дефектами произношения, т.е. трактор может быть тактором. При этом трехсложное слово должно произноситься тремя слогами. Машину он может назвать «ашиной» или «маиной», а не просто «ма».

Р.В. – С какого возраста можно обращаться к логопеду-дефектологу?

А.С. – С полутора лет. Многие считают, что нужно ждать возраста 3–4 лет. Но в Москве и Санкт-Петербурге уже давно стараются работать с задержкой речевого развития на ранней стадии. Возраст от 0 до 3 лет по своим психологическим характеристикам равен возрасту от 3 до 90 лет. Основные навыки речевого онтогенеза, социального взаимодействия закладываются именно в этот период.

Р.В. – Вы уже 10 лет работаете в педагогической сфере, какую динамику наблюдаете у детей?

А.С. – К сожалению, отрицательную. Связано это со многими причинами, начиная с экологии, заканчивая родовспоможением, социализацией и тенденциями современного воспитания в семье. В моем детстве нас не могли загнать домой с улицы – мы постоянно играли. Теперь сюжетно-ролевые игры потихонечку уходят с дворов в детские центры. Логопедам и психологам приходится самим инициировать игровую деятельность детей. Особенно пугает то, что родители смирились с таким положением дел и готовы платить деньги, чтобы их ребенка научили играть.

Р.В. – Как вы занимаетесь с детьми полутора лет?

А.С. – Я вызываю у ребенка речевое и предметное подражание и обучаю этому родителей. У современных мам и пап существует культ «удобного ребенка»: если малыш молчит и самостоятельно чем-то занимается – это прекрасно. Часто можно услышать: «У меня ребенок такой спокойный, он меня вообще не отвлекает». Но на самом деле – это плохо. В ребенке, как говорилось в мультике про обезьянок, должно быть 200 граммов взрывчатки. Я не говорю, что он должен все крушить и ломать, но активная познавательная способность у него должна зашкаливать.

Р.В. – Как вы работаете с детьми, которые не говорят в 3 – 4 года или в 8 лет?

А.С. – Детки, которые долгое время не разговаривают, похожи на маленькие вертолетики. Они бегают по кабинету и ни на минуту не задерживаются на одном предмете: хватают и бросают все подряд. Первое время я бегаю за ними и комментирую все, что они берут в руки, потом пытаюсь заинтересовать: «Ой, смотри какой самолетик, а он может полететь, давай бросим! Бросили: ууу, полетел!» Ребенок удивляется: оказывается, самолетик можно бросить, и он полетит, и еще «ууу» ему можно сказать. Так по кирпичику восстанавливается нормальное внимание и восприятие. Затем идет работа с речью. Это длится очень долго.

Р.В. – Что самое сложное в работе с молчаливыми детьми?

А.С. – Мотивировать к говорению. Когда ребенок молча дожил до возраста 4 лет, родители понимают его без слов. Ему стоит только глазками повести в одну сторону, как мама бежит: «Ой, ты пить хочешь, ты кушать хочешь?» Зачем же малышу использовать речь, если ему достаточно сделать одно движение? Мы в центре стараемся отучить детей от этой привычки. Порой на это уходит от месяца до полугода.

Р.В. – Какие последствия имеет задержка речи?

А.С. – Если у ребенка после 3 лет нет речи, у него проявляются вторичные интеллектуальные отставания. Это влияет на уровень понимания, организации бытовой жизни, напрямую влияет на умственные способности. У такого ребенка нет восприятия целостной картины мира, снижен уровень понимания.

Социальное служение

Р.В. – Расскажите, как вы стали логопедом?

А.С. – С детства мечтала стать врачом. Поехала поступать учиться на терапевта в Нижегородскую государственную медицинскую академию, но мне не хватило нескольких баллов для поступления на бюджет. Возможности коммерческого обучения у меня на тот момент не было, и тогда мой духовный наставник посоветовал мне выбрать профессию социального педагога, социальное служение, в котором тоже нужно «лечить», только не тела, а души.

Я работала в системе коррекционной работы в области социальной педагогики. Начинала с трудных подростков. Потом, как и у любого педагога, у меня начался поиск своей ниши. Так я выбрала логопедию и дефектологию. Училась в Рязани, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Последнее образование, которое я получила, – специалист по нейрокоррекции.

Р.В. – За что вы любите свою работу?

А.С. – Меня привлекает многогранность моей профессии. Педагог, в том числе и логопед-дефектолог, как человек, работающий с людьми, исполняет много ролей: он и режиссер-постановщик, и актер, и врач. Мой труд приносит пользу людям, я чувствую, что не зря пришла в этот мир. Не я его меняю, но через меня что-то меняется! И я этому очень благодарна!

Статья опубликована в номере 213 (5254) от 16 ноября 2016
Хрустальное яблоко увезли в Москву
В Рязани завершился XII международный конкурс скрипачей имени В.Ф. Бобылева
Лада Петрова
Великолепная девятка!
В Рязани в четвертый раз выберут «Мисс Студенчество»
Елена Серебрякова
Читайте в этом номере:
№ 226 (5267) от
03 декабря 2016
Такое кино
Все тайны «неравного брака»
в одном видео
Новый проект портала «Культура.РФ»
Читайте
в свежем номере
Сбор средств на восстановление Николо-Бавыкинского монастыря

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2016

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru