08:44 МСК
Понедельник
29 / 05 / 2017
799

Сила социума

Спектакли липецкого театра показали, как на жизнь людей влияют обстоятельства
Автор фото: Анна Добролежа | Сила социума
Фото автора.

На прошлой неделе с рязанскими театралами своим творчеством поделилась труппа Липецкого государственного академического театра драмы им. Л.Н. Толстого. Гастролеров принимал областной драматический театр. На его сцене гости представили 4 спектакля; постановку для детей «Приключения Тома Сойера», комедию «Шикарная свадьба», комсомольский водевиль «Квадратура круга», психо-утопию «Полковник-птица». Два последних спектакля поставил главный режиссер липецкого театра Сергей Бобровский. Он известен рязанским зрителям. А недавно режиссер представил новый спектакль – «Бог резни», премьера которого состоялась в Рязани 4 ноября. Постановки Бобровского отличаются глубоким смыслом и психологизмом.

Геометрия отношений

Комсомольский водевиль «Квадратура круга» поставлен по одноименной пьесе Валентина Катаева.

Квадратура круга – это одна из знаменитых неразрешимых задач математики. Она заключается в том, как с помощью циркуля и линейки построить квадрат, равный по площади данному кругу. Более двух тысяч лет мудрецы Анаксагор, Архимед, Гиппократ и многие другие бились над этой простой по формулировке задачей, пока в 1882 году Линдеман не доказал ее неразрешимость. Безуспешные многолетние попытки породили метафору «квадратура круга» – как синоним чего-то обреченного на провал, тщетного.

Так что же за обстоятельства встали перед героями спектакля? С виду обычная житейская ситуация. Два соседа по комнате Вася и Абрам одновременно женятся. Молодоженам приходится ютиться в одной комнате. Так как обе пары сошлись спонтанно, вскоре выясняется, что Вася любит жену Абрама – Тоню, а Абрам жену Васи – Людмилу, и женщины отвечают им взаимностью. Было бы просто и логично поменяться возлюбленными, если бы не одно обстоятельство – эпоха. Живут герои спектакля в годы строительства социалистического общества, в котором не принято разрушать ячейку общества, а также иметь феодальные замашки: заставлять жену готовить, зашивать штаны, поддерживать уют в доме.

Именно время, со своими правилами и порядками, выходит на первый план в спектакле. В постановке Бобровского, как и в пьесе Катаева, высмеивается скрупулезное и слепое соблюдение правил нового строя. Один муж называет свою жену товарищ Кузнецова, а другой раздражается на постоянные хлопоты и ласки своей супруги – пережитки мещанского общества. Герои искренне не понимают, почему в книге написано, что залог прочного брака – это сходство характеров, общая политическая установка, трудовой контакт, но при наличии всего этого семейная жизнь не строится.

Постановка передала зрителям колорит прошлого времени. Молодежи дала возможность познакомиться с прошлой эпохой, а людям старшего поколения – вспомнить былые времена.

Полет возможен

Спектакль «Полковник-птица» поставлен по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева. В клинику для душевнобольных, затерянную в горах на Балканах, приезжает новый доктор. Он обнаруживает, что в лечебном учреждении нет лекарств, а также еды и теплой одежды. На звонки и просьбы о помощи он постоянно получает отказ. На счастье обитателей клиники, сбившийся с пути самолет ООН по ошибке сбросил им контейнер с продовольствием и теплым зимним обмундированием. Форма взбудораживает в одном из пациентов (бывшем полковнике Фетисове) уснувший профессиональный инстинкт. Под его руководством сумасшедшие превращаются в элитное спецподразделение, забывая о своих страхах и недугах. На референдуме они решают, что их новообразованный анклав нужно присоединить к ООН, и отправляются в Страсбург.

Натуралистические сцены и прямолинейность действия словно говорят зрителю, что обитатели клиники в чем-то похожи на нас. Глухой Хачо существует от одного выпуска новостей до другого. Высокий крепкий Матей не вылезает из деревянного ящика, потому что воображает себя маленьким и боится, что его растопчут. Цыган Давуд поставил крест на своей жизни и выжил из ума, несмотря на то что он физически здоров, полон сил, и жизнь, помимо любовных утех, которых он лишился, оставила ему еще кучу возможностей.

Постановка говорит и о значении цели в жизни человека. До появления в клинике полковника, его правил и законов пациенты были одинокими, несчастными, аморфными существами, непохожими на полноценных людей, а «игра в государство» придала им сил и сделала одухотворенными. Лишь один вопрос остается открытым: «Найдется ли для этих особенных людей, полусумасшедших мечтателей, мир, где их примут такими, какие они есть?»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 214 (5255) от 17 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Фильм «Остров Рикоту» снимают в Рязани

Великолепная девятка!

Танцуют все!

Дорог в России стало больше
Вячеслав Астафьев
Мы на выдумку горазды
Как в Сасове таланты искали
Читайте в этом номере: