лизинг
02:12 МСК
Суббота
21 / 10 / 2017
733

Несвобода лучше свободы?

Часто смотрю в субботний вечер на канале ТВЦ передачу «Право знать», в которой, как правило, выступают очень интересные и компетентные люди. А в минувшую субботу, когда на вопросы экспертов отвечал министр культуры России Владимир Мединский, я имела возможность получить из первых уст не только информацию о состоянии «культурных дел» в стране, но и сугубо лично для себя… утешение.

Речь, конечно же, зашла о недавнем и сразу ставшем широко известном выступлении руководителя московского театра «Сатирикон» Константина Райкина, в котором он говорил о засилии в стране цензуры, мешающей развитию свободного творчества. Цензуры сейчас нет, как аргументированно доказывал министр, а свободное творчество имеется. Только вот всегда ли оно нужно (в том же театральном искусстве) тем, для кого, якобы, художники творят? И привел пример: театры, которые, следуя определенным веяниям времени, все же ставят во главу угла русские театральные традиции, не испытывают недостатка в зрителях. А сверхсовременные постановки, которыми «свободные» мастера стараются потрясти, ошарашить, «пробудить», народ (именно народ, а не театральные гурманы), не выдерживает на сцене более двух-трех дней. Вот когда я это услышала, то облегченно подумала: «Слава Богу, не одна я такая» – то есть «отсталая».

Да, я такая, как все, во всяком случае – большинство. Московские театры когда-то нечасто, но посещала, пристраиваясь обычно к организованным коллективным поездкам. А иначе тогда – как «достать» билет?

Несколько лет назад сын одной моей хорошей знакомой устроился в Москве рабочим сцены… Куда вы думаете? Именно в театр «Сатирикон». Мы с его мамой заволновались, засуетились. Когда молодой человек приехал из столицы, стали заказывать ему билеты на тот спектакль, о котором что-то слышали по телевизору. Помнится, для нас не так уж важно было, что это за постановка. Главное, поедем в театр, где сын любимого нами Райкина… Молодой столичный житель поглядел на нас снисходительно и сказал: «Билеты я вам куплю, а смотреть-то будете? Там ведь со сцены мат… Лично мне это не нравится»… Сам он из себя такой современный, крутой, но, видно, пока не обвык в театральных кругах. И нас своим сомнением охладил. Может, мы и неправильно сделали, что не поехали. Получилось вроде как: «Пастернака не читал, но осуждаю». Но мы не намеревались провести несколько часов в дороге ради того, чтобы проанализировать работу, сделать выводы. Мы просто хотели посмотреть спектакль, душой отдохнуть.

Свобода лучше, чем несвобода – это известные сейчас слова. Кто бы с ними спорил! Но вот держу в руках один из недавних номеров журнала «Новый мир». Какие страсти кипели вокруг него в «несвободные» времена, какие головы летели, какие сердца разбивались! И все, получалось, ради того, чтобы и в столицах, и в провинции книги эти зачитывались до дыр.

Теперь листаю журнальные страницы под хорошо знакомой обложкой в надежде найти художественное произведение, которое, как раньше, захватило бы. Увы, не нахожу. Беру в руки еще один «толстый» журнал – «Москва». И здесь тянет прочесть лишь публицистику: о «сталинской» коллективизации, об истоках революции и последствиях и т.д. Ощущение такое, как будто попадаю на «Вечер у Владимира Соловьева». Это и привычно, и знания реальные дает. А от «придуманной» литературы я, похоже, отвыкла. А ведь наивысшие художественные ценности двадцатого века, как писал один наш выдающийся литературовед, были созданы у нас именно теми, кто «выдумывал»: Шолохов, Булгаков, Алексей Толстой, Есенин, Исаковский…

Что нам даст XXI век?

«Пишут и сейчас хорошие книги, – могут мне возразить. – Только растерялись мы в потоке информации, не знаем, куда сунуться». А еще есть мнение, что люди склонны принижать художественные достижения своего времени. Примеров тому тьма. Взять хотя бы оперу «Евгений Онегин», которую, как известно, первые зрители не приняли. Может быть, зря мы иногда шарахаемся от «свободных» художников, они предвидят то, что мы пока не видим?

Но вот еще один пример. После долгого проживания в маленькой, благополучной и очень свободной стране, приехал домой, в Рязань, один художник. Когда его спросили о тамошних писателях, литературе, он ответил: «Этого ничего там нет. Читают только любовные романы и комиксы».

Не докатимся ли и мы до этого?

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 219 (5260) от 24 ноября 2016 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Через практику к мечте
Студенты Рязанского медуниверситета показали школьникам, как проводятся лапароскопические операции
Елена Серебрякова
Камера. Мотор. Начали!
В Рязани проходят съемки полнометражного художественного фильма «Остров Рикоту»
Лада Петрова
Читайте в этом номере: