00:16 МСК
Суббота
10 декабря 2016 года
Яндекс.ПогодаПикс
Специалисты лабораторной службы Рязанской области повышают свою квалификацию В музее истории ВДВ г. Рязани состоялась патриотическая акция, посвященная Дню Героев ОтечестваВ Рязанской области пройдут профилактические рейды ГИБДД7 человек погибли вчера в ДТП в Рязанской областиВ Сасове Рязанской области отметили День Героев ОтечестваПредседателем нового состава Рязанского облизбиркома вновь стал Владимир ГрачевНа совещании рабочей группы Комиссии по охране объектов культурного наследия обсуждали внесение в правила землепользования и застройки муниципальных образований и генеральные планы сельских поселений сведений об охранных зонах на основе проектов требований к режимам и регламентам достопримечательного места «Есенинская Русь» в Рязанской областиВ Рязани открылся самый большой каток 12 тысяч кубометров снега вывезли за ночь с улиц Рязани Состоялся второй открытый форум прокуратуры Рязанской областиВ администрации Рязани состоялся «круглый стол», посвященный проблемам реабилитации наркомановЗа сутки в Рязанской области произошло 25 преступлений и происшествий В Рязанской области иномарка столкнулась с «Жигулями»Жителя Рязани шесть раз задерживали за управление автомобилем в состоянии опьяненияВ Ночной хоккейной лиге Рязанской области в группу лидеров вернулся «Автоимпорт»В Рязанской области ищут очевидцев ДТПБолее 5 тонн контрафактного спиртного хранил для продажи житель Рязанской областиВ Рязанской области злоумышленник ограбил пенсионераРязанские школьники услышали голос Циолковского Вопросы, касающиеся создания достопримечательного места «Есенинская Русь», рассмотрены на заседании комиссии при правительстве Рязанской области по вопросам сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследияНа рязанском фестивале «Окские сезоны» представили костюмы небесных светил и Красных шапочекВ Рязани к Новому году установили 32 искусственные елиЖитель Рязанской области предстанет перед судом по обвинению в двойном убийствеВ Рязани открылась выставка фоторабот Александра СолженицынаТри рязанские поэтессы представят свои новые сборники на литературном вечере
02.12.2016
Просмотров: 342
№225 (5266) |
Семнадцатая полоса

Слово правит миром

Павел Любимцев – о занимательных историях, чтецком искусстве и актерской профессии
Автор фото: Димитрий Соколов | Слово правит миром
Фото автора.

«Сочинить бы песню о Касимове! Городок на свете есть такой», – писал поэт Евгений Маркин. А еще лучше – отправиться туда в путешествие с хорошей компанией артистов, музыкантов и писателей. Рязанцам представилась возможность совершить литературно-музыкальную прогулку в городец мещерский вместе с удивительным рассказчиком. В областной филармонии прошел первый концерт нового сезона из цикла «Занимательные истории с Павлом Любимцевым».

Немало драматических событий произошло в Касимове за девять столетий существования города, бывшего когда-то татарским ханством. В веках осталась история о касимовской невесте Евфимии Всеволожской, которую царь Алексей Михайлович выбрал себе в жены, но боярские козни помешали счастливому браку. Касимовской красавице суждено было увидеть не царские палаты, а холодную Тюмень, куда ее отправили в ссылку. Потом ей позволили вернуться в Касимов, но годы бывшей царевой избранницы были сочтены, она умерла в 27 лет.

Создать атмосферу спектакля, провести зрителя по закоулкам истории, оживить персонажей, черты которых давно растворились в толще веков. И сделать это одним лишь словом. Таким редким искусством владеет актер и режиссер, для встреч с которым рязанская филармония открыла специальный абонемент.

Перед концертом мы побеседовали с Павлом Любимцевым о его занимательных историях, чтецком искусстве и актерской профессии.

 – Павел Евгеньевич, лично вас что особенно взволновало в истории о касимовской невесте?

П.Л. – Если говорить о трагической участи Евфимии Всеволожской и ее отца, то эта история, как мне представляется, характерна для Руси. Интриги и закулисные игры оказываются сильнее воли самодержца, который попадает под влияние своего окружения и поступает даже вопреки собственным интересам. Мы используем в концерте выдержки из повести Всеволода Соловьева, писателя XIX века, старшего сына историка Сергея Соловьева. О его произведениях мало знают, их немногие читают, но «Касимовская невеста», конечно же, представляет большой интерес для рязанцев.

 – Искусство звучащего слова переживает, наверное, непростые времена. Исчезли дикторы на телевидении и радио, их заменили темпераментные ведущие. Не каждая филармония может похвастаться наличием в штате профессиональных чтецов. Вы ощущаете себя представителем уходящего жанра или, наоборот, возрождающегося?

П.Л. – Я бы сказал так: вся культура сейчас переживает непростые времена, потому что для огромного количества руководящих работников вопрос «зачем нужна культура?» остается без ответа. Я не думаю, что чтецкое искусство находится в более печальном положении, чем театр или кино. Там тоже все очень невесело. Тем не менее какая-то часть публики с удовольствием посещает чтецкие концерты. Погибнет это или нет – не знаю. Оптимизм я проявляю с осторожностью. Чтецкий жанр уникален, он был неотъемлемой частью российской культуры XX века. Ему уже более ста лет, если брать за точку отсчета первые литературные концерты Александра Закушняка. В Московской филармонии первоклассные чтецы, к счастью, остались, концертов не стало меньше. В основном они проходят по школам, но и большие залы собирают публику.

Сейчас предпринимаются попытки синтеза разных видов искусства – художественного слова, музыки, танцев. Сегодняшний наш концерт именно так и выстроен – мой рассказ о Касимове и его знаменитых людях, отрывки из романа Всеволода Соловьева и очерка Ирины Грачевой, стихи Евгения Маркина, музыка оркестра народных инструментов, песни и танцевальные номера Рязанского русского народного хора. В Московской филармонии есть такой же абонемент, как у вас, – «Сказки с оркестром», и всегда на концертах полные залы. Когда это только появилось, лет восемь назад, я морщился. Мне казалось, что нужно разделять – музыка сама по себе, а слово само по себе. Но я оказался не прав. Сплетение, гармония слова и музыки, если подходить к этому художественно, а не формально, дает потрясающий эффект. Мне довелось сделать две программы с Юрием Симоновым (главный дирижер симфонического оркестра Московской филармонии – авт.). Он художник вдумчивый и кропотливый, сидел над партитурами неделями и сделал совершенно уникальные работы. Я выступаю со сказками «Золушка» и «Василиса Прекрасная».

 – Павел Евгеньевич, вы и педагог, и артист, и чтец, и писатель… Такая многогранность требует большой жизненной дисциплины. Как успевать все и делать это блестяще и заразительно?

П.Л. – В свое время один выдающийся конструктор, кажется, Сергей Королев, сказал: «Если ты хочешь, чтобы дело было сделано, поручи его самому занятому человеку». Тут не только вопрос способностей, но в большей степени – дисциплины. Мне проще – я не обременен семейными обязанностями и могу работать сколь угодно много. Но чем бы я ни занимался, каждый раз делаю это как будто в первый раз, с полной отдачей сил. Тогда что-то получается.

 – В какой телепрограмме можно увидеть Павла Любимцева?

П.Л. – Ни в какой. Если вы смотрите современное телевидение, то вы прекрасно понимаете, что нынешнему ТВ я совсем не нужен. Там люди заняты сейчас совсем другим. Появлюсь ли я снова на экране? Не знаю, годы идут, сил меньше становится, но те несколько лет, когда я делал передачи, были для меня очень значительны. Дело в том, что телевидение не было никогда моей основной работой, я больше связан с филармонией. Хотя после инфаркта и операции на сердце количество концертов я сильно сократил. До болезни давал 130 концертов в сезон, сейчас около тридцати. Но свято место пусто не бывает. Я много работаю в театральном институте. Начал играть в театре, заниматься режиссурой. Написал новую книгу – она выйдет в следующем году – о том, как развивались методики Вахтанговской театральной школы на протяжении минувшего столетия и что изменилось сейчас. Надеюсь, что книга будет полезна людям, профессионально занимающимся театральной педагогикой.

 – Павел Евгеньевич, вы ведь много лет возглавляете кафедру актерского мастерства знаменитого Щукинского училища, ныне института. Свой курс набирать будете?

П.Л. – Нет, не буду. Выпустив курс в 2013 году, я решил, что с этим завязываю. Ситуация, сложившаяся в театральном мире, такая, что мне о судьбах своих выпускников страшно думать, и я испытываю угрызения совести, размышляя о том, что с ними будет и с чем им придется столкнуться. Когда я руковожу курсом, это чувство ответственности становится нестерпимым. Когда я просто преподаю и заведую кафедрой, переживаю чуть меньше, хотя это тоже самообман.

 – Вы входите в состав экзаменационной комиссии и решаете судьбу абитуриентов. С чего начинается будущий актер? Вы свою галочку напротив фамилии за что поставите?

 

П.Л. – Комплекс способностей – это довольно простая вещь. Внятные внешние данные – они необходимы. Но еще важнее актерская заразительность, то самое обаяние, которое дар Божий, его подделать нельзя. Выходит человек на сценическую площадку. Еще ничего не сделал, но на него интересно смотреть. А на другого не интересно. А почему – я не знаю, это тайна. Есть или нет этот актерский магнетизм, каждый член комиссии чувствует. Но бывают и ошибки. Человек хорошо подготовлен, хорошо читает, проявляет себя смело, а потом оказывается, что способностей актерских маловато.

 – Сегодня на вашем концерте много молодежи, особенно школьников. Чтецкие программы могут привить любовь к книге?

П.Л. – Вообще интерес к культуре и чтению формируется в семье. Не в школе. Со школой вообще происходят какие-то странные вещи. Нынешние студенты театрального института (а это не худшая часть молодого поколения, скорее, наоборот) не знают ни-че-го. Ну просто совсем! До такой степени, что я изумляюсь, как они учились. Чему их учили? Что это такое было? Реформы образования (Господи, прости, я опять начинаю заводиться) разрушили все. И в результате воспитывается поколение кроликов. Тут еще вносит свою лепту компьютеризация. Казалось бы, она должна приносить пользу, а получается вред. Потому что компьютер предназначен для взрослых, а у ребенка атрофируется мозг. Он три слова вбивает в поисковик и получает список готовых текстов. Так значит, у него душа – вялая?

Я понимаю, что процесс не остановить, он на веки вечные. Поэтому центром воспитания становится семья. На мои занимательные истории приходят семьями. Я вижу, что рязанская публика относится к нашим концертам с доверием. Наверное, мы его заслужили. Так что приходите на следующую программу – 5 марта. Она будет посвящена Рязани мастеровой.

 – Спасибо вам, Павел Евгеньевич, за то, что уделили время перед выступлением и ответили на наши вопросы!

Новости спорта
Вячеслав Астафьев
Редкости на экране
Как и где в Рязани смотрели и смотрят «малое кино»
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере:
№ 231 (5272) от
10 декабря 2016
Такое кино
Все тайны «неравного брака»
в одном видео
Новый проект портала «Культура.РФ»
Читайте
в свежем номере
Реклама
ООО «Тех-Арс» реализует пиломатериал из северного леса обрезной и необрезной и под заказ с естественной влагой и сухой влажностью 6-8%. Тел.: 8-906-521-91-26, 8-903-742-15-80, 8-953-738-90-55.
Сбор средств на восстановление Николо-Бавыкинского монастыря

© Рязанская областная газета «Рязанские ведомости», 2001-2016

При использовании материалов сайта активная гиперссылка на сайт «Рязанские ведомости» (rv-ryazan.ru) обязательна.

Сетевое издание (сайт) «Рязанские ведомости» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ 30 декабря 2014 года. Свидетельство Эл № ФС 77-60474.

Учредитель и редакция – ГАУ Редакция областной газеты «Рязанские ведомости». Главный редактор Г.А. Зайцева, шеф-редактор сайта Л.В. Пашинина.

К оплате подписки принимаются карты
Система Orphus

Адрес редакции: 390023, г. Рязань, ул. Горького, 14. Телефон: (4912) 21-08-13 (редакция газеты); 25-62-24 (редакция сайта).
Факс: (4912) 21-08-11. Электронная почта: rv@rv-ryazan.ru

Размещение рекламы на сайте и в газете: (4912) 21-00-27; 210027@rv-ryazan.ru