11:41 МСК
Пятница
21 / 07 / 2017
426

Проводники в будущее

В преддверие 100-летия Рязанского музыкального колледжа имени братьев Пироговых хочется вспомнить о лучших преподавателях учебного заведения

Рассказать о человеке, чья жизнь через профессию связана с ценнейшими отечественными культурно-историческими пластами, значит затронуть вопросы связи нескольких эпох.

Нина Александровна Колдаева, преподаватель отделения специального фортепиано, заведующая этим отделением в течение 17 лет, окончила знаменитую «Гнесинку» – Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных – в пятидесятые. Именно тогда происходил небывалый музыкальный «бум», всплеск интереса к музыкальному обучению.

Самым первым проводником в музыку для маленькой Нины стала родная бабушка, которая превосходно играла на рояле. Тяжелые времена совсем не оставляли времени на музицирование: заведование детским домом в Солотче, учительствование в школах, заботы о подрастающей дочери, матери Нины, и ее будущем. Жили трудно: во время войны люди расставались с любыми ценностями, лишь бы выжить. Так бабушка узнала, что кто-то продает рояль. И семья решилась на эту покупку, ведь не хлебом единым жив человек.

Но не только приобретение рояля предопределило судьбу Нины Аксеновой, которой в 1943 году исполнилось 10 лет. Работая в Солотче, бабушка Нины познакомилась с семьей Заливухиных, приезжающей на отдых среди золотых сосен. Не один раз она обращалась за советом к Семену Александровичу Заливухину, тогда уже директору Рязанского музыкального училища.

Бабушка учила Нину Аксенову играть на рояле. Явные музыкальные способности стали поводом попросить для внучки места в музыкальной школе номер один. Она не только по номеру была первой во всех отношениях. Распределение в класс М. М. Беньяш – блистательного педагога начальной школы и лучшего концертмейстера Рязанской филармонии, можно считать настоящей удачей. Беньяш не только учила играть на фортепиано, она вовлекала своих учеников в музыкальную жизнь, общалась так, будто каждый, кто у нее учится, – самый лучший. И вот уже позади начальные классы и переход к другим педагогам – Т.И. Полиевктовой, ученице А.Б. Гондельвейзера, и И.В. Шумской, ученице Г.Г. Нейгауза. Знаменитая российско-советская фортепианная школа всегда славилась многосторонним подходом к ученикам.

В музыкальное училище Нина Аксенова была зачислена на исполнительское отделение как пианистка в единственном числе, легко обошла остальных претендентов и «подкупила» приемную комиссию виртуозной игрой и самообладанием на сцене. Поступление в прославленную «Гнесинку» с ее богатейшими музыкально-педагогическими традициями стало целью и смыслом. Нина Александровна (в замужестве Колдаева) за всю свою жизнь ни разу не усомнилась в правильности выбранного пути, хотя была альтернатива – математика, которую она любила не меньше музыки.

В Москве, обучаясь в гнесинском институте в классе М.А. Гурвич, ведущего педагога класса специального фортепиано (одним из ее выпускников в 40-е годы был Евгений Светланов), Нина поняла главное: преподаватель – профессия творческая. Взрослая самостоятельная жизнь, замужество, рождение дочери Елены и возвращение в Рязань с дипломом, начало преподавательской жизни в Рязанском музыкальном училище: Нину Александровну Колдаеву эти события формируют как самостоятельную, волевую личность, очень сдержанную на внешние проявления эмоций. Эти качества позволили в музыкальном училище возглавить отделение фортепиано, стать одним из самых авторитетных педагогов.

В классе Н.А. Колдаевой в разное время учились люди с яркой артистической судьбой: Г.М. Болховитинова, сменившая ее на должности зав. отделом, О.В. Бишенкова, М.В. Чернышова, Н.Ф. Сидорова, И.А. Макарова, ставшие преподавателями училища (колледжа), видные преподаватели рязанских ДМШ… Ученики становились коллегами, очень немногие – друзьями. Когда Н.А. Колдаева в числе своих любимых учениц называет Н.К. Чуркину, преподавшую в ДМШ №1, учившую меня в детстве в этой школе до самого выпуска, становится ясно – случайностей не бывает, мои музыкальные корни находятся очень близко к мощным гнесинским корням.

Казалось, еще совсем недавно профессия учителя музыки была одной из самых престижных, конкурсы в ДМШ в несколько человек на место никого не удивляли, популярность, доступность и массовость музыкального образования в советское время формировали солидный культурный слой. Как-то, гуляя с маленьким внуком (сегодня ему уже за тридцать) недалеко от памятника Победы, Н.А. Колдаева услышала: «Бабушка! Бабушка! Смотри! Это же ведь ты!» На главной городской Доске Почета среди самых заслуженных рязанцев ребенок узнал родное лицо.

Н.А. Колдаева, которой сегодня за восемьдесят, сохранила в себе самые ценные для человека качества – разумность, доброжелательность и живой взгляд на изменившуюся реальность. Она следит за музыкальными новостями, интересуется жизнью музыкальных школ, которых с тех пор, как она преподавала, стало больше. Но не дает покоя вопрос: если настанут трудные времена, станут ли выбирать будущие поколения между роялем и буханкой хлеба? Опыт старших поколений может подсказать непопулярный сегодня ответ – не хлебом единым жив человек.

«Времена не выбирают, в них живут…» Эти строки поэт Александр Кушнер написал в конце 70-х прошлого века о тех временах, которые пережил сам. Музыка тоже может многое рассказать о времени, в котором она была создана и исполнена. Но без проводников не обойтись. Чтобы зазвучала музыка, нужен исполнитель, чувствующий эпоху. И мы снова вспоминаем учителей…

Ирина Нестерова

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 68 (5355) от 14 апреля 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Рязанцев предупредили об опасности горящей травы весной

Представлен проект доклада о состоянии гражданского общества в Рязанской области в 2016 году

В Рязанской области туризм может стать точкой роста

Финиш в миноре
Баскетболисты завершили сезон третьими в группе
«Хранил в ладонях искру Божью…»
Владимир Хомяков
Читайте в этом номере: