10:58 МСК
Воскресенье
17 / 12 / 2017
425

Найти информацию. И истину

«Тернии» и «звезды» школьных учителей географии

Так получилось, что в РГУ имени С.А. Есенина на кафедру физической географии и методики преподавания географии я пришла в канун Арктического форума, когда СМИ с энтузиазмом говорили о «большой уборке» в нашем северном крае, о развернувшемся здесь строительстве. Слушая это, я вспомнила, как ведущий одной из познавательных телепередач предложил отдать просторы российской Арктики под международную юрисдикцию, дабы не вызывать зависти «партнеров». Может ли подобная «щедрость» означать, что в школе этому человеку плохо преподавали географию?

Такой вопрос (в числе, разумеется, и других) я задала в святая святых школьной географической науки. Хозяева – заведующий кафедрой Алексей Владимирович Водорезов и доцент Елена Вадимовна Бирюкова резонно заметили, что дело здесь, наверное, не столько в незнании географии, сколько в политических воззрениях. Но и причина для невежества у школьников имеется…

Один урок – неполный прок

В последние годы уроки географии урезали до одного в неделю, что, как считают мои собеседники, несправедливо и вредно. Что ж, каждому учителю жалко своих уроков. Недавно при мне возмущались, что истории отвели «всего» два часа, а ведь это такой предмет, который формирует мировоззрение школьника!

«Наравне с географией», – добавили мои новые знакомые. Если история учит анализировать прошлое и понимать, что происходит сейчас, то география преподносит мир во всем пространственном разнообразии, знакомит с закономерностями его развития. Не знать историю и географию одинаково опасно. Неосведомленность об истории присоединения Курильских островов может привести к разбазариванию казенных земель и создать далекоидущий международный прецедент. Забывший прописную истину о том, например, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, рискует погрузить себя в маразм какой-нибудь средневековой (по мироощущению) секты и наглухо выключиться из жизни.

Справедливости ради стоит сказать, что, выделив географии один учебный час в неделю, новый федеральный образовательный стандарт предусматривает и второй, внеурочный, час на изучение родного края. Где-то решили основательнее знакомить школьников с его природой, где-то сделали упор на экономику, историческое краеведение.

Надо обязательно сказать, что школьная география стремится ни в коем случае не быть «застойным» предметом, учебники почти ежегодно обновляются, пополняясь новыми сведениями.

Добавят урок географии в обязательную программу или не добавят – сказать трудно. В то же время мы все согласились: вопрос не только в том, какое количество времени отведено на учебу, но и – как учить.

Главная фишка – деятельность

В российском образовании взят на вооружение так называемый системно-деятельностный подход. Ребенок должен обладать конкретными знаниями и сформированными для пользы жизни навыками. А для этого надо прежде всего деятельно учиться. Прекрасные возможности здесь дает проектно-исследовательская работа под руководством учителя. Есть, например, проект «География питания». Дети должны узнать не только что едят в том или ином государстве, но и почему, как зависит «вкусный стол» от географических условий.

Впрочем, роль учителя в современной школе сводится иногда к тому, чтобы только подсказать, какую книгу прочитать, где еще информацию добыть, а дальше пусть ребенок сам «лапками работает». Вроде бы правильно, тем более при сокращении часов на обучение. Но дело в том, что у нас в русской традиции само общение с учителем есть фактор образования…

Что такое «безграничность»

Вспоминаю здесь, как на недавнем торжестве в Русском Географическом обществе награды удостоился один маленький мальчик, которого Президент В.В. Путин попросил сказать, где проходит граница России. Школьник прилежно стал перечислять моря и проливы, на что Президент, засмеявшись, сказал: «У России нет границ», добавив, что это – шутка. Конечно, шутка, но в ней что-то есть. Возможно, наше понимание Родины как некоего Космоса чувств и мыслей, устремлений и надежд, с нею связанных. Такова широта русской души, ее безграничность. Поэтому некоторые учителя не совсем принимают нынешний, слишком уж прагматичный, на их взгляд, подход к образованию. Мне приходилось читать, что оно «низведено сегодня до поиска информации, а не истины».

Истину же в любом случае и при разных установках помогают обрести наставники. Такие, как учительница Алексея Владимировича, которая, начиная с четвертого класса, водила ребят в многодневные походы, его старший брат, имевший наверняка отношение к тому, что в квартире у Водорезовых стояли аквариумы, флора и фауна которых отражала природу конкретных рек и озер: в одном были собраны растения и рыбы Амазонки, в другом – озера Танганьика, природа третьего – подводный мир эстуария Меконга.

«А у меня, – сказала Елена Вадимовна, – интерес к географии появился благодаря чтению чудесных книг Бианки, Обручева, Жюля Верна – всех не перечислишь. Исследование природы для меня всегда связано с романтикой». Работу на кафедре она совмещает с преподаванием в Центре обучения «Дистанционные технологии». Из этого учебного заведения на первом курсе университета с большой охотой учится девочка, унаследовавшая любовь к географии от своей учительницы, выпускницы университета В.О. Павловой.

На острие прогресса

После четырех лет бакалавриата на естественно-географическом факультете университета можно заниматься проектной, научно-исследовательской, хозяйственной деятельностью, но чтобы преподавать в школе, надо закончить еще два года магистратуры. Это несколько противоречит известному кинофильму «Географ глобус пропил», где на место преподавателя пришел неподготовленный человек. Но как бы ни основательно готовил себя студент к будущей профессии географа, ему, наверное, обязательно надо быть к тому же и чуть-чуть… «ненормальным».

«Мы преданы своему любимому делу», – сказали о себе ученые люди кафедры. Ее обстановка, где, кроме книг, журналов, глобусов, я заметила еще и походный котелок, говорила об их склонности к «бродячей» жизни. Рассказывают, что даже в выходные, когда всей семьей выезжают на лоно природы, они не могут ее (природу) не изучать. Что же говорить об их работе, понимании своего предназначения! «Географ, – втолковывал мне Водорезов, – находится на самом пике движения своей страны. Он берет на себя огромную ответственность проводить важнейшие комплексные исследования, объединяя ученых самых разных направлений».

Как же готовят в университете молодых людей, могущих принять на себя такую ответственность? А самое главное – ответственность за детей, за воспитание из них будущих Семеновых-Тян-Шанских? Вот самые последние известия на этот счет. В университете формируется молодежный клуб Русского Географического общества, объединяющий преподавателей, студентов вуза и школьников. За школами планируется закрепить ценные природные объекты. Члены клуба научат, как оберегать их и исследовать. Так будет создана система хранителей природного наследия. В добрый путь!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 73 (5360) от 21 апреля 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Бизнес для умных
Как малое инновационное предприятие конверсии способствует
Юрий Евстифеев
С новосельем, гимнастика!
Впервые в Рязани соревнования по художественной гимнастике прошли в зале, отвечающем всем мировым стандартам
Вячеслав Астафьев
Читайте в этом номере: