Нити Арена
14:44 МСК
Понедельник
25 / 09 / 2017
215

Увидеть, исследовать, понять

Юннаты приняли участие в проведении экологического мониторинга в Спасском районе

Отряд детской общественной экологической организации «Хозяин Мещеры» школы №47 под руководством педагогов уже пятый раз включается в работу по изучению состояния реки Прони.

В «поля» отправляются как «бывалые» исследователи из старших классов, так и пятиклассники.

Методики, которые используются в работе, адаптированы для детей школьного возраста специалистом федерального детского эколого-биологического центра Сергеем Николаевым.

Выездные практикумы, по единодушному мнению педагогов, – возможность закрепить полученные в течение года знания, применить свои навыки и испытать выносливость в полевых условиях (дети живут в палатках). В течение суток ребята совершают несколько радиальных походов, в общей сложности составляющих более 30 км. Каждая мини-экспедиция имеет определенную цель. Например, определение чистоты воды реки с помощью биоиндикации.

– Биоиндикация – это простейший способ установить качество среды путем определения живых организмов. Каждое живое существо имеет свои предпочтения. Одним нужна идеальная чистота и покой, другие переносят самые ужасные условия и не страдают. Определив, какие организмы преобладают в окружающей среде, можно судить о ее качестве. Индикаторами чистоты воды служат личинки поденок, стрекоз, двустворчатые моллюски, раки. В грязных водоемах обычно много мотыля, личинок, пиявок. Однако определять чистоту воды только по наличию тех или иных живых организмов нельзя. Необходимо учитывать сезон, условия, сочетания разных видов. Чем больше представлен видовой состав, тем более полная картина вырисовывается, – уточнила участница экспедиции 2017 года старшеклассница Алена Шишканова.

По результатам исследований, проведенных юннатами, качество воды в Проне колеблется в пределах от 2 до 4 класса.

Помимо этого, участники экспедиции проводили фенологические наблюдения, определяли виды растений, птиц, посетили исторические места – усадьбу фон Дервиза в Кирицах и Ольгово городище.

Несмотря на трудности и не очень комфортную погоду, пятиклассникам полевой выезд на биоиндикацию очень понравился. Ребята научились ставить палатку, правильно устраивать бивуак, разводить огонь и готовить пищу на костре, внимательно наблюдать и пользоваться инструментами: биноклем, лупой, сачком.

– Для нас, старшеклас-сников, такая экспедиция уже не первая. Мы объясняем ребятам помладше, помогая руководителям похода, что нужно научиться терпеливо и тихо ждать, когда хочешь увидеть, как сорокопут охотится на саранчу, как полевка переплывает реку, как коршун патрулирует свои угодья, а цапля прячется в прибрежных зарослях, – сказала Алена Шишканова.

– В этом году участие юннатов в изучении родной природы получило дополнительный импульс – появилась возможность принять участие во всероссийском научно-исследовательском проекте «Биомониторинг». Первый его этап пройдет в августе-октябре. Поучаствовать в проекте может любая школа. Мы уже подали заявку в областной эколого-биологический центр, – подытожила педагог дополнительного образования школы №47 Елена Енякина.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 140 (5427) от 04 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Пернатые средней полосы полюбили Север

В Рязани стартовал крупный экологический проект

В Кораблинском районе стартовала эколого-историческая акция «Живи, родник, живи!»

Пернатые средней полосы полюбили Север
К такому выводу приходят ученые
Лада Петрова
Не видя препятствий
Ирина Поршакова любит путешествовать, придумывать новые проекты и рассчитывать только на себя
Анна Добролежа
Читайте в этом номере: