19:11 МСК
Среда
22 / 11 / 2017
494

Потенциал для развития

Утвержден план реализации стратегии развития промышленности стройматериалов до 2020 года

Строительная отрасль и производство стройматериалов пережили второй подряд сложный год. Что показали первые пять месяцев этого года, проявились ли признаки оживления? Каков прогноз по потреблению цемента на год? На эти и другие вопросы отвечает президент «Евроцемент групп» Михаил Скороход.

– Чтобы правильно оценить итоги первых пяти месяцев, необходимо вспомнить, что происходило с рынком в предыдущие периоды. По итогам 2014 года объем потребления цемента в современной России достиг исторического максимума в 71 млн. тонн. Затем в течение двух лет рынок падал, объемы производства и потребления снижались. За 2015-2016 годы общее падение производства превысило 20 процентов. По итогам 2016 года объем потребления составил всего 56 млн. тонн, то есть более половины мощностей сегодня простаивает. «ЕВРОЦЕМЕНТ групп», как и другие участники рынка, предпринимает все возможное для того, чтобы сохранить рентабельность, загрузку и рабочие места.

По итогам 2017 года мы ожидаем увеличение потребления цемента на 3 процента, спрос может достигнуть 58 млн. тонн. Наши предположения основаны на прогнозах Минэкономразвития, которые корректируются в сторону улучшения.

Традиционно холдинг занимает примерно треть российского рынка. В 2017 году мы планируем сохранить нашу долю на уровне 34 процента. Ожидается, что рост будет чуть выше рыночного. Холдинг поставляет продукцию для реализации ключевых федеральных программ и крупных инфраструктурных проектов в Москве и Московской области, в Поволжье, на Северном Кавказе, в Южном федеральном округе. Продукция компании – основа строительства метрополитена в столице и других городах, взлетно-посадочных полос на российских аэродромах, спортивных объектов, тоннелей, мостов, дорожных развязок. Все это – долгосрочные программы, обеспечивающие стабильный спрос на продукцию в течение длительного периода.

Инфраструктурные проекты дают очень хороший результат в долгосрочной перспективе. Участие в их реализации обеспечивает стабильную загрузку предприятий и позволяет холдингу демонстрировать рост выше рынка. Как правило, подобные проекты имеют жесткие сроки, поскольку связаны со знаковыми для России событиями. Кроме того, мы активно развиваем «нишевые» продукты. Например, производство цемента для дорожного строительства, выпускать который способен далеко не каждый завод. Для его изготовления требуется сырье с определенным химическим составом и наличие необходимого оборудования.

Планируем увеличивать объемы

Мы являемся лидером по выпуску «дорожного» цемента и планируем увеличивать объемы его производства, поскольку спрос на него постоянно растет.

Нам видится несколько драйверов развития строительного комплекса и промышленности строительных материалов. Во-первых, это реализация программы реновации жилого фонда Москвы. По расчетам экспертов, к 2020 году в московском регионе ожидается увеличение потребления цемента до 20 млн. тонн. Объем построенных квадратных метров на месте ветхого жилья будет в 2-3 раза больше. В рамках программы будет возводиться большое количество объектов инфраструктуры: дороги, подземные стоянки, коммуникации. Все это очень цементоемкие работы. Планируется, что подобные программы по обновлению жилищного фонда будут реализовываться и в других крупных городах.

Во-вторых, увеличение спроса на жилье благодаря дальнейшему снижению банками ставок по ипотеке. За счет замедления инфляции базовая ставка Центробанка продолжит снижаться, а вслед за ней и ставки по ипотечным кредитам. Это даст возможность девелоперам, строительным компаниям увеличить количество новых проектов.

В-третьих, строительство цементобетонных дорог. Такое решение правительством уже принято. В апреле 2017 года утвержден план реализации стратегии развития промышленности стройматериалов до 2020 года. Документ предполагает реализацию пилотных проектов по строительству автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в различных климатических зонах. Многие регионы уже сегодня приступают к выполнению этой задачи.

На чем строится стратегия холдинга?

Первое – загрузка мощностей, производящих цемент по современной сухой технологии. За последние пять лет «Евроцемент груп» увеличил долю сухого способа с 20 до 65 процентов. В настоящее время холдинг сконцентрировал производство на предприятиях с высокой маржинальностью. Второе – оптимизация логистических затрат и сокращение плеча доставки на 20-30 процентов за счет вхождения в состав группы новых заводов. Третье – реализация стратегической программы развития «Евроцемент груп», утвержденной в 2014 году советом директоров компании. В 2014-2015 годах были заключены восемь контрактов на модернизацию заводов с поставкой оборудования стоимостью $800 млн. и общими инвестициями в размере $1,8 млрд.

В 2015-2016 годах на предприятиях холдинга построены современные логистические комплексы и внедрена автоматизированная система отгрузки продукции. В результате, время погрузки автомобильного транспорта сократилось в пять раз, железнодорожного – в три раза. Новые линии фасовки продукции, введенные в эксплуатацию на заводах холдинга, позволяют отгружать до 6 млн. тонн тарированного цемента в год. При этом учитываются и запросы клиентов при выборе типа упаковки.

Следующий этап – внедрение собственной генерации электроэнергии. К концу 2017 года мощность электростанций «Евроцемент груп» достигнет 170 Мвт, что позволит нам покрывать до 40 процентов потребности в электроэнергии за счет собственной генерации. Разница в стоимости между покупаемой на рынке электроэнергией и собственной – более чем в два раза, окупаемость таких проектов для группы составляет от четырех до пяти лет, а возможность комплексного использования вырабатываемого энергоблоками тепла обеспечивает максимальную эффективность производства. К 2020 году мы внедрим собственную генерацию на всех предприятиях группы.

Глобально мы видим большие перспективы по снижению затрат в заключении долгосрочных сервисных контрактов и передаче всех сложных процессов по эксплуатации и сопровождению оборудования профильным компаниям.

Цены удается сдерживать

Не могу комментировать вопросы ценообразования. Единственное, что необходимо сказать – инфляционное давление на цены остается высоким. Только за последний год промышленная инфляция для отрасли составила более 10 процентов, куда входит рост стоимости железнодорожных перевозок, электроэнергии, сырья и добавок для производства цемента. За счет загрузки более эффективных предприятий, сокращения логистических затрат, внедрения собственной генерации, передачи на аутсорсинг отдельных процессов нам удается сдерживать рост цен, но с каждым годом делать это становится все сложнее.

Важным индикатором формирования справедливой цены является биржа. С 2007 года «Евроцемент» является одним из основных участников биржевых торгов цементом. В настоящее время совместно с ФАС России продолжается работа по развитию данного инструмента.

В 2015-2016 годах мы полностью реструктурировали кредитный портфель холдинга, подписали соответствующие соглашения. Все принятые нами обязательства выполняются. В настоящее время компания сосредоточена в первую очередь на улучшении операционных показателей. Кредитный портфель холдинга уменьшился по сравнению с прошлым годом, соотношение валют существенно не изменилось. Укрепление рубля положительно сказалось на денежных потоках компании, поскольку обслуживание кредитов в валюте осуществляется по текущему курсу. Снижение ключевой ставки Центробанка также позволяет нам снизить процентную нагрузку, так как часть кредитов привязана к этому показателю. Мы постоянно следим за состоянием валютного рынка и обсуждаем с кредиторами возможности по рефинансированию.

В июне прошлого года в рамках визита Владимира Путина в Китай «Евроцемент» подписал соглашение с CNBM о партнерстве, которое предусматривало в том числе и возможность частичного вхождения китайской компании в капитал «Евроцемента». Компания очень заинтересована в выходе на российский рынок, и ей необходим стратегический партнер для создания производственных мощностей.

Направления сотрудничества

Подписывая меморандум, холдинг предусмотрел много направлений возможного сотрудничества и реализации совместных инвестиционных проектов на площадках наших заводов. К настоящему моменту созданы рабочие группы, которые прорабатывают различные варианты партнерства. CNBM находится в стадии завершения большой сделки по слиянию с компанией SINOMA, вторым крупнейшем производителем цемента Китая. Мощность объединенной корпорации составит 500 млн. тонн цемента в год. В компании проходят необходимые корпоративные процедуры, поэтому срок несколько затянулся.

В данный момент целевая задача холдинга – поставлять на экспорт порядка 5 процентов производимой продукции. В советское время только один цементный завод в стране был экспортоориентированным – в Новороссийске. Предприятие располагалось в порту, что позволяло ему отгружать свою продукцию в другие государства. Развивая российский экспорт цемента, мы фактически входим в «закрытый клуб», выстраиваем этот процесс с нуля. В перспективе Евроцемент намерен увеличить долю экспорта в структуре поставок продукции до 10 процентов.

Качество – под контроль

Возвращаясь к нашему рынку: прошлой весной была введена обязательная сертификация цемента. Спрашивается, помогла ли она решить проблему контрафакта? До введения сертификации российский рынок был открыт для всех: не составляло труда привезти любую продукцию и буквально в течение часа без проведения необходимых лабораторных исследований и испытаний получить все необходимые разрешения. Функционировали сотни центров сертификации, деятельность которых фактически никем не контролировалась. В результате стройкомплекс столкнулся с серьезной проблемой. Возведение целого ряда объектов было вынужденно приостановлено – бетонные конструкции не выдерживали наших климатических условий, не соответствовали требованиям по допустимым нагрузкам. Строительным компаниям приходилось «вырубать» целые этажи, чтобы убрать произведенный из некачественного цемента бетон. Химические свойства таких цементов наносили вред здоровью, вызывая ожоги, аллергию и другие негативные последствия. Сегодня можно с уверенностью сказать, что институт сертификации цементной продукции, который был введен в марте 2016 года, начал полноценно работать. Все добросовестные производители получают сертификаты, объем контрафактной продукции в 2016 году сократился минимум на 10 процентов.

Однако, несмотря на наметившуюся тенденцию к улучшению, контрафактная продукция на рынке остается. Недобросовестные органы по сертификации выдают сертификаты без проведения необходимых проверок качества продукции. Решить эту проблему позволит введение института нотификации, то есть создания единого уполномоченного правительством органа, который будет отвечать за сертификацию цементной продукции. Подобные уполномоченные органы появятся и в других отраслях, что позволит убрать с рынка недобросовестные центры сертификации.

В течение двух лет мы проводили активную работу по интеграции новых активов в структуру холдинга, выстраиванию единых корпоративных систем, стабилизации работы предприятий. К 2017 году мы получили эффективные производства с низкой себестоимостью и высокой рентабельностью. Интересных активов на рынке много, но в настоящий момент у холдинга нет планов по их приобретению.

(Публикуется в сокращении)

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 143 (5430) от 10 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Награждения
Храм в подарок
сделал своей малой родине Василий Набатчиков
Читайте в этом номере: