14:38 МСК
17 / 08 / 2017
304

Нас породнил Циолковский

Совместный проект журналистов Рязанской и Калужской областей

Калуга и Рязань – родственники. И это неоспоримо. Породнил нас великий ученый – основоположник теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. В Рязани он родился, начал заниматься наукой, а продолжил в Калуге. Здесь ученый написал свои главные труды по космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине, основные философские работы о видении им идеального общества будущего. Также им была продолжена работа над теорией металлического дирижабля.

Увы, идеального будущего не получилось. Но многое из того, о чем мечтал ученый, свершилось. Это касается сферы космонавтики. За Калугуой так и закрепилось название «космическая» благодаря тому, что здесь жил и творил родоначальник космонавтики. Здесь же он похоронен с великими почестями.

Похоронен в 1935 году в своем любимом парке, в самом центре, на пересечении двух главных аллей. С тех пор парк носит его имя. На могиле Циолковского установлен обелиск и высечены бессмертные слова физика-космиста: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Парк Циолковского относится к главным достопримечательностям Калуги. Могила Константина Эдуардовича, расположенная в центре парка, является памятником истории и культуры федерального значения. Сюда приезжают космонавты перед полетами и после полетов, чтобы возложить цветы в знак уважения и получить своеобразное благословение.

А рядом с парком расположился Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. В составе музейного фонда более 75 000 единиц хранения. Но, к сожалению, не все они выставлены для показа. Помещение маловато. Вот поэтому в Калуге строится вторая очередь музея, в четыре раза превосходящая старый музей. Для посетителей будут созданы специальные интерактивные зоны: 3D-кинотеатр, интерактивный театр-класс, научно-приключенческий комплекс «Космическое путешествие» с имитацией эффектов космического полета, обсерватория, зал космических тренажеров. Гости смогут посетить «Космическое кафе» с соответствующим меню. Обновленный музей космонавтики будет иметь полноценное фондохранилище, которое спроектировано с учетом самых современных требований и технологий хранения музейных предметов. Планируется открытие второй очереди уже в этом году.

Любимое же место для гостей нынешнего музея – планетарий. В специальном круглом зале планетария установлено 100 мягких уютных кресел, подвижные глобусы Марса, Земли, Луны и звездного неба. Под 10-метровым куполом-экраном установлен специальный проектор звездного неба – планетарий. Это первый в России планетарий с совмещенной оптико-механической и цифровой проекцией, дающей эффект присутствия зрителей в космосе.

После посещения этого музея гости отправляются в мемориальный Дом-музей Константина Эдуардовича. С ним связано 29 лет жизни учёного. Именно здесь он сделал великие открытия в теории движения ракет и заложил основы научной космонавтики. Интерьер дома, надворные постройки, двор и сад воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских. Большинство экспонатов подлинные, принадлежавшие самому Циолковскому или членам его семьи.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полета в космос, записал в Книге почетных посетителей Дома-музея: «С большим удовлетворением и волнением побывал в доме, где жил и творил Константин Эдуардович. Счастлив, что мне первому удалось осуществить мечту Циолковского, завершить труд многих тысяч людей, готовивших первый полет человека в космос».

Мы любим цитировать слова Циолковского: «Герои и смельчаки проложат первые воздушные тропы трасс: Москва – Луна, Калуга – Марс». Пока не срослось у Калуги с Марсом. А вот с Рязанью – легко. Давайте дружить домами. Приезжайте к нам, а мы к вам. Мы же родственники как-никак! Нас Циолковский породнил.

Капитолина Коробова

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 144 (5431) от 11 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В Рязанской области состоится региональный этап первого комплексного комбинированного международного пробега ДОСААФ России

Рязанские строители отметили свой профессиональный праздник

Студенты Рязанского медуниверситета прошли практику в Белоруссии