Нити Арена
06:49 МСК
Вторник
26 / 09 / 2017
484

Школа, вперед! Но и назад…

Недавно мне попался в руки журнал «Новый мир» за 1988 год, где напечатана статья известной журналистки А. Боссарт «Норма и аномалия школы». Горячо ратуя за педагогику сотрудничества и учителей-новаторов, она утверждала: «Нерушимая система (образования. – Т.Б.) заизвестковалась. Этот свод догм невозможно уже реанимировать никакими реформами, а можно только взорвать, и только творчеством».

Кто тогда мог подумать, что меньше чем через десять лет в России появится и постепенно станет набирать силу до всеобщего охвата выпускников средних школ такое нетворческое дело, как ЕГЭ! Даже сегодня, когда условия экзамена преобразованы, усовершенствованы и он признан-таки необходимым, многие творческие учителя против.

Тут впору сказать: хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Но не будем все сводить к нашей якобы незадачливости. Жизнь, как известно, борьба противоположностей, она движется, ставит новые задачи, подвергается новым вызовам.

Девяностые годы хоть и «лихие», хоть и сидели учителя без зарплаты и поднимались на забастовки, но это время, действительно, сложилось для многих педагогов плодотворно. Именно тогда сделали настоящий прорыв, оказавшись победителями Всероссийского конкурса «Учитель года», педагоги-рязанцы Зинаида Климентовская и Екатерина Филиппова. И ведь они учили детей по нашим, российским, методикам, исходя из нашего традиционного понимания роли школьного учителя в жизни человека.

Вместе с этим российская система образования стала активно пополняться и из копилок зарубежного опыта, который мы на первых порах принимали с безоглядной благодарностью, простодушно полагая, что нам желают лишь доброго. Наша свободная школа, как мыслилось, стала образовывать без всякой идеологии и властного гнета, находясь в ведении лишь муниципальных органов, которые брали над ней власти «сколько могут».

Вот именно «могут», потому что муниципалитеты у нас очень разные по своим возможностям. Есть самодостаточные, которые в силах обеспечить учебные заведения всем необходимым, а есть такие, которые вынуждены сидеть на дотации и вести очень скромные расходы. Из-за этого, например, в большей части страны свернулась система повышения квалификации учителей, буксует снабжение школ бесплатными учебниками и т.д. А недавно Президенту В.В. Путину сообщили о том, что он в свои школьные годы наверняка себе представить не мог: с родителей ребят собирают деньги на покупку… парт!

Исходя из этих и множества других проблем, глава Министерства образования и науки России Ольга Васильева, которой, как сказал кто-то, досталось разгребать авгиевы конюшни, оставшиеся после предшественников, объявила о начале масштабной реформы, переводящей управление учебными учреждениями с муниципального уровня на региональный, то есть в прямое ведение государства. Основная цель этой инициативы – создание единого образовательного пространства.

Как относятся к такой инициативе в обществе? Я чуть не поздравила представительницу одного из наших сельских муниципалитетов с тем, что теперь побольше денежек в местном бюджете останется… На что она предположила: хозяйственными школьными вопросами местной власти все равно придется заниматься. Ну, а то, что содержание образования будет контролироваться государством, это, как говорится, сам Бог велел.

В центральной печати копают глубже. Там приводят толкование реформы либеральными критиками: это способ разрушения муниципальной власти… Руководитель же одного из авторитетных педагогических вузов России считает, однако, что так говорится для отвода глаз. Заботит критиков, главным образом, идеологическая часть, то есть содержание образования. Но разве муниципальные чиновники вносят в него свои изменения? Мне это трудно представить в наших районных центрах. Но страна у нас большая, многонациональная, и можно вспомнить немало примеров, когда в каком-то месте или местечке вводят что-то свое, что противоречит Закону об образовании.

Кроме того, как утверждает эксперт, «сформировалось системное влияние на образовательный процесс разных сил «со стороны», некоторые наши «продвинутые» структуры конструируют в сотрудничестве с международными фондами весьма специфические и далекие от национальных основ модели будущего страны».

Думаю, что в нынешней международной обстановке в этом сомневаться не приходится.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 147 (5434) от 17 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Как будто всегда здесь жили
Семья Пензиных, работающая в ООО «Авангард», построила дом по федеральной программе развития сельских территорий
Лидия Рябова
Поселок Южный отпраздновал юбилей
В минувшие выходные в одном из старейших поселков современной Рязани – Южном – прошли торжества «Любимая область, любимый поселок», приуроченные к 80-летию Рязанской области и 60-летию ...
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: