05:51 МСК
Вторник
12 / 12 / 2017
327

Приоритеты расставлены

Строительство новых школ, создание детских технопарков, подготовка специалистов по востребованным профессиям, привлечение иностранных студентов – таковы ближайшие перспективы российского образования
Автор фото: Александр Королев | Приоритеты расставлены
Фото: Александр Королев.

Шесть приоритетных проектов сегодня реализуются в сфере образования и науки страны. Они охватывают практически все сферы образования, связаны с реализацией Майских указов Президента России Владимира Путина, призваны повысить качество и доступность образования в стране. Промежуточные итоги реализации приоритетных проектов подвела недавно глава Минобрнауки России Ольга Васильева. Она дала большую пресс-конференцию в «Российской газете», ответила на вопросы представителей федеральных и региональных СМИ.

Новая школьная среда

Одним из важнейших в сфере образования Ольга Васильева назвала приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников». Этот проект подразумевает строительство новых и реконструкцию уже действующих школ.

– В этом году у нас 1,8 миллиона первоклассников, это на 110 тысяч больше, чем в прошлом. При этом у нас есть школы, построенные 40 и даже 60 лет назад. А есть некоторые сельские школы, чья история начинается с последней четверти XIX века. И конечно, требуется реконструкция этих зданий, обновление. И самое главное, создание абсолютно новой среды для наших ребят и оснащение школ, – пояснила Ольга Васильевна.

Министр обратила внимание, что цель проекта – не только построить новые школы в регионах, создавая новые места для обучения детей, но и оснастить здания самым современным оборудованием.

– В проекте по строительству школ участвуют 53 региона. Причем реализация проекта предполагает не просто постройку школьного здания, это проект, который включает в себя полное оснащение, включая и лаборатории, и новые школьные технологические устройства, – подчеркнула министр.

Ольга Васильева проинформировала журналистов, что установленный плановый показатель 2017 года выполнен с превышением на 8 тысяч мест, что существенно продвинуло решение в ряде регионов проблемы трехсменного, а также частично – двухсменного режима обучения. На сегодняшний день построены 82 новые школы в общей сложности на 55 тысяч новых мест.

Рязанская область входит в число регионов, где план создания современной образовательной среды активно реализуется. К нынешнему учебному году в регионе были открыты две новые школы – большая, рассчитанная на свыше тысячи учеников, в Рязани, и сельская, возведенная на месте старой школы, в Скопинском районе.

Будущее за кванториумами

Представляя промежуточные итоги работы по приоритетному проекту «Доступное дополнительное образование для детей», министр подчеркнула, что «образование должно быть наполнено внеурочной деятельностью – кружками и дополнительными занятиями». Его реализация как раз обеспечивает комплексное развитие этого уровня образования. Работа ведется по трем основным направлениям: инфраструктура, кадры и методическое сопровождение. В 2017 году девять регионов стали получателями субсидии на создание и развитие модельных центров дополнительного образования детей.

– Конечно, этого недостаточно, но работа будет продолжена, а созданные модельные центры станут ядром всей системы дополнительного образования в регионах, – сказала Ольга Васильева.

Министр напомнила, что в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» также развивается сеть детских технопарков «Кванториум».

– Это уникальное направление. До конца года должны появиться 40 технопарков, – отметила Ольга Васильева, подчеркнув, что разными формами обучения в технопарках охвачены 400 тысяч детей.

Напомним, что в Рязани технопарк «Кванториум» уже создан и действует с начала учебного года. Это образовательное учреждение предоставляет юным рязанцам возможность заниматься робототехникой, программированием, информатикой, изучать нанотехнологии.

Ольга Васильева назвала кванториумы уникальной средой для развития ребенка и сказала, что сеть образовательных организаций подобного типа будет развиваться.

Полсотни самых нужных профессий

Реализация приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» связана с совершенствованием содержания среднего проф­образования и внедрением стандартов Ворлдскиллс. Представляя предварительные итоги по этому приоритетному проекту, министр отметила, что 59% девятиклассников выбрали в этом году продолжение обучения именно в учреждениях системы среднего профобразования.

По наиболее востребованным и перспективным профессиям – топ-50 – разработаны и утверждены 44 стандарта. На сегодняшний день 1000 колледжей и 58 вузов России получили лицензию на реализацию образовательных программ по этим новым стандартам. В Рязанской области осуществляется подготовка по 18-ти из топ-50 наиболее востребованных и перспективных профессий.

Во время пресс-конференции министр отметила успешную пилотную апробацию демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс, охватившую 14 тысяч студентов из 242 колледжей в 26 регионах. Апробация проводилась по 73 компетенциям на базе 188 центров.

Министр сообщила, что в рамках реализации приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» создано семь межрегиональных центров компетенций для подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики: промышленных и инженерных технологий, машиностроения, транспорта и логистики, дизайна и сферы услуг.

Не просто вузы, а центры

Значимые результаты отметила министр, анализируя промежуточные результаты работы над приоритетным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций».

– Мы фактически превышаем значения показателей проекта, связанных с вхождением ведущих российских вузов в мировые рейтинги университетов, – отметила Ольга Юрьевна.

Глава Минобрнауки России сообщила, что в декабре 2017 года будут подведены итоги конкурсного отбора вузов, претендующих на статус университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Заявки на участие в конкурсе подал 121 вуз, что дает возможность конкурентного отбора не менее 40 университетских центров из не менее чем 30 регионов.

Учиться – в россию

В мае текущего года, пояснила министр, стартовал приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Это проект предполагает повышение привлекательности обучения иностранных граждан в российских вузах, продвижение бренда российского образования на международном рынке.

– Проект предполагает финансирование с 2018 года. Но работа по нему уже ведется, – сказала Ольга Васильева.

– На сегодняшний день есть дорожная карта, и мы работаем по двум направлениям: это правовая база для того, чтобы можно было приехать и остаться по студенческой визе, и второе, мы создали центр компетенций по подготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб всех российских образовательных организаций, которые будут непосредственно работать со студентами. Мы создали в августе этого года консорциум из 39 вузов, которые и начнут принимать по своим программам иностранных студентов в самое ближайшее время, – рассказала Ольга Юрьевна.

Конечная цель проекта – к 2020 году довести количество иностранных студентов в российских вузах до 710 тысяч человек.

Образование должно быть открытым

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда», как отметила министр, будет способствовать созданию цифрового образовательного пространства в стране и массовому вовлечению граждан в освоение онлайн-курсов. На сегодняшний день сертифицированы 254 онлайн-курса. Проходить обучение по ним студенты смогут, используя общенациональную систему «Открытое образование». Выданный по итогам обучения сертификат будет засчитываться вузом.

– Мы не подменяем живое общение, живое чтение лекций, лабораторные работы, семинарские занятия, традиционное университетское образование, к которому мы привыкли, мы его расширяем с обязательным зачетом результатов курсов онлайн-образования, которые студент для себя выбрал, – подчеркнула Ольга Васильева.

Глава Минобрнауки России уточнила, что над созданием единого портала для размещения онлайн-курсов работают 17 вузов, получившие это право по итогам конкурсного отбора.

Портал, пояснила Ольга Юрьевна, будет работать по принципу «единого окна», и уже в начале 2018 года 140 тысяч человек должны будут пройти обучение по программе онлайн-курсов.


Ольга Васильева,
министр образования и науки РФ:

– Кванториум – это уникальная среда для развития ребенка. И мы продолжим работу по созданию кванториумов.


Использованы материалы сайта минобрнауки.рф

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 201 (5488) от 22 ноября 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Общественники назвали болевые точки
Рязанское отделение ОНФ подготовило новые предложения для власти
Читайте в этом номере: