10:16 МСК
Суббота
16 / 12 / 2017
177

Почему заплакала Алиса?

Творческая школа может стать полезной «прививкой»

По итогам конкурса дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей, который проводил недавно национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», звание лауреата в номинации «Достижения в искусстве» получила педагог дополнительного образования Рязанского областного центра эстетического воспитания Ирина Звездочкина – за подготовку комплекса программ «Искусство слова».

«Литинститут» для районов

Возможно, кто-то из читателей удивится: «А что, у нас есть такой центр?» Может быть, кто-то из пришедших недавно в районные отделы образования работников вспомнит: «Да, приходило к нам из этого центра письмо с просьбой порекомендовать кого-нибудь из ребят в очно-заочную областную школу литературного творчества, но не дошли до этого руки».

В последнее время, как мне сказали, такое случается. А жаль.

Говорят, что идею школы, которой теперь почти 15 лет, подал когда-то московский поэт Владимир Викторович Портнов, давний друг рязанцев со времен организации в нашем городе ставших теперь легендарными конкурсов «Начало», «Слово доброе посеять». А как болел душой Александр Дмитриевич Канунников, который руководил тогда областной системой образования и был сам родом из села, за то, что мало детей из районов на этих конкурсах отмечается! А директор центра эстетического воспитания Наталья Викторовна Приходько до сих пор вспоминает, как однажды юные городские поэты заносчиво критиковали своего сельского собрата по перу.

Все эти импульсы и послужили тому, чтобы воплотить в жизнь мысль о своего рода маленьком «Литинституте» для детей с периферии, который давал бы им адресную поддержку в развитии склонности к поэзии, прозе, журналистике. В наши дни это можно делать, привлекая Интернет, а в самом начале все шло путем переписки: из школы посылали письма с заданиями в районы – получали от ребят ответы. И еще два раза в год ученики и педагоги очно встречались в Рязани.

Звезда Зведочкиной

Легко ли было подобрать человека, который вершил бы в школе все эти дела, да еще за скромную зарплату педагога дополнительного образования? Вопрос чисто символический.

Но, видно, судьба с самого начала благоволила творческой школе, и нашелся труженик, подвижник, который не только по образованию своему (учитель русского языка и литературы), но и, если хотите, по происхождению был прямо предназначен для работы с маленькими литераторами из народа. Речь идет об Ирине Ивановне Звездочкиной. Она тоже сельчанка, из Нармы Ермишинского района. Весь уклад жизни и учеба в школе, где одним из преподавателей словесности была ее мама, привели к тому, что книга, литература для нее – самое главное в жизни.

Но когда на очных семинарах кто-то из ребят просит Ирину Ивановну прочитать что-то «свое», то с удивлением слышит: «А я ничего не сочиняю». Откроем секрет: были когда-то сочинения, но понимание того, что такое литература и вкус, сделали свое дело. На встречах в Рязани ребята имеют возможность видеть «вживую» поэтов, прозаиков, журналистов, которые беседуют с ними о секретах литературного мастерства. А что же Ирина Ивановна? Она должна напитать своих питомцев теорией, то есть в какой-то степени выполнить роль Сальери, который «разъял» музыку гениального Моцарта и поверил алгеброй гармонию.

Постепенно у Звездочкиной родились и с годами накопились программы, состоящие из отдельных курсов: «Основы стихосложения», «Поэтические имена», «Изобразительные средства русского языка», «Мир художественной прозы» и другие, признав уникальность, актуальность и новизну которых, жюри из компетентных специалистов НИУ ВШЭ и решило дать Ирине Ивановне звание лауреата.

Неожиданное открытие

Когда педагоги центра готовились к конкурсу и изнывали от составления различных отчетных бумаг, они, сами того не ожидая, пришли к удивившим их результатам. Оказывается, за время существования очно-заочной школы в ней прошло обучение более 600 детей, издано 8 литературных сборников, опубликовано около 100 творческих работ. Кроме того, получено 103 диплома победителя, 32 школьника были номинированы на именную стипендию губернатора области, а 24 ребенка стали обладателями премии Президента России. Получается, что в какие-то годы президентскую премию получили сразу два питомца школы? Выходит, так. И педагоги помнят, как одна из сельских лауреаток с восторгом воскликнула: «Да мы на эти пять тысяч будем всей семьей целый месяц жить!»

Чем деревня лучше города

После таких результатов можно было бы, наверное, сказать о преодолении в областной образовательной системе разницы между городом и селом, но вот некоторые считают, что не надо ее преодолевать. На одном из всероссийских детских литературных конкурсов (а за 15 лет питомцы школы участвовали во многих и разных из них) Ирина Ивановна услышала рассуждения члена жюри, что вот, мол, городские дети, хотя и обладают достаточными знаниями и техникой, но, живя на асфальте, не могут «вырастить» на нем чего-то удивительного, оригинального, что больше дается сельским ребятам, питающимся соками родной земли.

Таня Хлусова из Сынтула Касимовского района, чей первый сборник стихов «Мой дом» центр выпустил в 2007 году, написала в одном из своих стихотворений: «Я стою придорожной смородиной…» Это она, девочка из семьи, где главной кормилицей была корова, увидела ее «очи»… «На иконах пречистых святых»… На свой первый семинар в центр девочка привезла с собой тетрадку стихов, написанных малопонятным для других почерком. С какой бережностью перепечатывали их в центре, чтобы отослать в Москву Владимиру Викторовичу Портнову и сверить с ним свое впечатление: «Это настоящий талант!» Он согласился и взял над Татьяной шефство. В 2010 году девушка получила престижную литературную премию имени И.А. Бунина в номинации «Открытие года». Татьяна Салекина (Хлусова) стала врачом, живет в Сынтуле, имеет семью с четырьмя детьми и по-прежнему пишет стихи.

Кем быть или – каким?

Одаренность ребенка, его непохожесть на других не всегда по-хорошему воспринимается окружающими: «Какой-то чудной», и это рождает проблемы. Детям необходимо как можно чаще быть в своей среде, и центр организует летний литературный отряд в лагере «Радуга». «Только в нашем лагере, – смеясь, рассказывает И.И. Звездочкина, – дети после отбоя иногда прячутся от воспитателя не затем, чтобы поозорничать, а… почитать стихи, которые только что написали».

Каждый ребенок должен быть поддержан в своем стремлении к творчеству. Школьница из села Гремячки Скопинского района Саша Комкова присылала в очно-заочную школу прозу довольно непривычного жанра – сказки. В них был один удивительный персонаж – Осень, покинутая девушка, которая считает своим призванием золотить листья. Девочкой в школе заинтересовались и стали с ней общаться. Закончив литературную школу и затем выучившись на педагога, Александра Викторовна Комкова сама работает сейчас в центре эстетического воспитания, вышла ее книга «Сказки волшебного леса».

Школа гордится успехом своего питомца Александра Евдокимова, когда-то учащегося из Александро-Невского. Он тоже закончил филфак, а его бунтарская лирика нашла свое признание на всероссийском фестивале «Студенческая весна», где он первым из рязанцев взял Гран-при.

Питомцы школы имеют возможность развивать все грани творчества: пишут басни, литературную критику, авторские песни, публицистические статьи… Многие, как уже сказано, идут на филфак – получать профессию учителя, журналиста, ими потом и становятся… Но главное даже не кем быть, а – каким? Школа дает мощную «прививку» от пошлости, буквально затопившей нашу жизнь, где, например, благодаря рекламе, прямо на грань жизни и смерти ставится вопрос: купить или не купить за полцены кастрюлю в посудоцентре?..

Отличать зряшное от настоящего – вот чему учат в этой школе. Поэтому иногда педагоги радуются и… слезам. «Ты почему плачешь, Алиса?» – спросили на занятиях одну девочку. «Мне никогда не написать так, как Настя», – ответила она.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 204 (5491) от 28 ноября 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Правдивые сказанья перепишет...
Рязанская областная библиотека имени Горького стала одной из площадок 2-го историко-просветительского медиафорума
Ирина Сизова
Проект рассмотрен общественностью
В «зеленый пояс» Рязани войдет 68 тысяч гектаров зеленых насаждений с ограниченным режимом природопользования
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: