05:25 МСК
Пятница
15 / 12 / 2017
250

Судьбоносная оценка

На днях знакомая поделилась: внучка-третьеклассница, прежде круглая отличница, после перехода в новую школу стала приносить в дневнике не «пятерки», а «четверки». Обычное дело при смене-то обстановки. Но продолжение истории в реальности невеселое: мама, привыкшая, что дочка учится на «отлично», и ждавшая от нее исключительно хороших отметок, решила поучить ее… ремнем. Бабушке ничего не остается, как только заочно охать и жалеть девочку…

История до банальности простая и при этом очень болезненная. Горько, когда через ребенка взрослые пытаются реализовать свои собственные несбывшиеся мечты и нереализованные таланты. Разум современного общества затуманен идолами успеха, карьеры, славы, богатства. А страдают от этого порой самые уязвимые и слабые – дети. Информационное пространство, выдавая истории о раннем развитии и гениях с пеленок, создает у родителей всех обычных, далеко не самых послушных, отнюдь не самых прилежных и далеко не суперталантливых малышей чувство неполноценности и вины.

На недавней встрече с однокурсницей услышала от нее восторженный рассказ о дочке подруги – ровеснице ее сына: «Она у нее гениальная, честное слово. Читает с трех лет, очень аккуратная, все домашние задания выполняет – такая умница! А про моего что говорить! Придем домой из детского сада, я ему: позанимайся, а его не уговоришь». – «Домашние задания?» – содрогнулась я. Это при том, что мальчику остается еще пара лет до школы.

Среди проблем современного подрастающего поколения психологи называют неумение выражать свои мысли, чрезмерную инфантильность, излишнее увлечение гаджетами и виртуальными сетями. А еще указывают на такую характерную черту жизни, как нехватка свободного времени. Действительно, самая типичная жалоба, которую приходится слышать от родителей школьников, – сверхзагруженность детей.

При разборе старых, оставшихся еще со школьных времен бумаг я нашла у себя любопытную записку – и ужаснулась. Это план действий, который сама составляла когда-то для себя, будучи в классе восьмом-девятом. Там нет ничего про какие-то высокие жизненные цели и мечты – просто составленная, по-видимому, в минуту отчаяния инструкция для себя, как сделать жизнь хотя бы чуть-чуть выносимее и светлее. Например, один из пунктов: «Обязательно заканчивать делать уроки к 12 ночи. Не унывать, изо всех сил стараться радоваться каждому дню и мгновению». И это при том, что у меня была замечательная школа, чудесные учителя, хороший класс. Испытывать счастье от обретения новых знаний получается далеко не у всех. При скромных способностях, чтобы выполнить все домашние задания, приходилось жертвовать сном: прогулкам, фильмам, простому отдыху и валянию дурака в какой-то момент не осталось места в школьных буднях. И дело было вовсе не в амбициях – быть лучше всех, а просто в отсутствии видения на перспективу, неумении отделять главное от второстепенного.

Это ощущение загнанности и чрезмерный груз забот могут сыграть плохую службу в дальнейшей жизни.

В конце концов главной мечтой становится мечта о покое, чтобы «все отстали». Человек так и не успевает к окончанию школы прислушаться к себе, распознать собственные наклонности и таланты, перегорает раньше срока. Силы, которых всегда ограниченное количество, растрачиваются на ту часть жизни, которая мало что определяет. Ведь кому нужна ваша стопроцентная успеваемость, отличное знание математики, физики, химии, если в итоге вы идете по гуманитарной стезе?

Школьные оценки – это всего лишь субъективный взгляд чужого человека, насколько ребенок соответствует общепринятому усредненному уровню. Ни в «двойках», ни в «тройках», ни в «пятерках» нет ничего судьбоносного. Возвращаясь назад, я бы с чистой совестью глазела на облака, лепила снежки, бегала босиком по траве.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 210 (5497) от 07 декабря 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Большая книга о малой родине
В Рязанской областной библиотеке имени Горького прошла презентация нового издания о Скопинском районе
Ирина Сизова
От каркаса – к характеру
В Рязани открылась выставка авторских кукол студентов института культуры
Иван Попов
Читайте в этом номере: