18:48 МСК
Вторник
16 / 01 / 2018
279

Внимание: праздник близко!

Новый год не за горами – на расстоянии пары недель. Народ принялся усердно закупать конфеты, подарки, елочные игрушки и прочие праздничные радости.

Магазины, разумеется, поддерживают эту инициативу собственными специальными акциями, а главное, «беспрецедентными» скидками. Но что за всем этим стоит? Совсем недавно во всем мире прошла «черная пятница» – несколько дней особо серьезных скидок. Везде все было по-разному. В некоторых магазинах аттракцион щедрости организовали как положено, то есть ценники были обычные, но на кассе все пробивалось с учетом 70-процентной уценки. В других, более многочисленных торговых точках, яркие полоски безжалостно перечеркивали высокие цены и вместе них выдавали стоимость поменьше. Проверить, так ли это на самом деле, было невозможно. Но больше всех поразил пример, по поводу которого даже было обсуждение в Интернете. Одна из торговых сетей электроники, продавая телевизор, предъявила интересный ценник. На нем была написана немалая цена за технику, перечеркнута и внизу другим цветом написана эта же сумма. Рядом давалось пояснение «скидка 0%». Смех смехом, но вполне возможно, это был самый честный ценник того магазина.

Так как же оградить себя и свои денежки от всех опасностей, которые таит в себе предновогодний сезон скидок и распродаж? Ведь опасен он не только сомнительными акциями, но и тем, что невозможно отказаться от желания закупить все для главного праздника года. Путь только один – немедленно приступить к штудированию закона о защите прав потребителей, который отстаивает наши интересы крайне эффективно, но только если им пользоваться, а не ждать, что юридические нормы сработают сами.

Мастера экономии против мастеров маркетинга

Среднестатистический россиянин, сравнив цены с объемом всего того, что надо приобрести для семьи на Новый год (причем не только на сам праздник, но и на традиционную январскую десяти­дневку, в течение которой все без исключения «уходят в отрыв»), понимает, что выручить его могут только невысокие цены крупных сетевых магазинов. В гигантских торговых залах можно найти практически все, ценники написаны крупно, но именно там и притаилась масса «капканов». Конечно, рыночная экономика спасает ситуацию, и даже крупные сети конкурируют друг с другом за покупателя. За то, чтобы не было сговоров, отвечает антимонопольное ведомство. Но есть кое-что объединяющее в работе всех торговцев, где и притаилась опасность для покупателя. Это единые правила маркетинга, то есть технологии продаж, которые не запрещено применять. Заключаются они в том, что товары по выгодным ценам расположены дальше и глубже в торговом зале, а на полках их ставят выше или ниже уровня глаз, а на самых видных местах оказываются предложения подороже, но не факт, что покачественнее. При входе покупателя встречают стеллажи с тем товаром, который магазин пытается продать в первую очередь. Стоит ли его брать, решать только вам, с учетом этой пикантной подробности. Самая лучшая стратегия против атаки маркетологов такая: в большие магазины стоит ходить только в сытом состоянии. Накануне следует объехать несколько магазинов разных сетей со списком нужных вам покупок и поставить пометки о том, где на какие товары цены выгоднее. После этого для каждого магазина надо составить свой отдельный список. Войдя в торговый зал, сразу набивать корзинку не стоит. Надо обойти все стеллажи, внимательно их изучить, и только увидев общую картину, приступать к планомерному набору. На каждой упаковке следует читать дату, даже если вы берете несколько товаров одного вида с одной и той же полки. Развесной товар надо завешивать самостоятельно на весах в зале. Такое же взвешивание на кассе рискованно. Есть достаточное количество недобросовестных кассиров, которые могут при наборе кода на своей клавиатуре выставить там позицию товара подороже и незаметно, в кутерьме быстрого сканирования штрих-кодов, пробить завышенную цену.

Товарная бомба

Купленный товар вполне может стать настоящей бомбой, которая, взрываясь, забрызгивает все вокруг отрицательными эмоциями и осознанием потери денег. Особенно опасны в этом смысле одежда и обувь. Если на них скидка, то велика вероятность, что эти вещи целый год, а то и больше ждали своего часа, чтобы «улететь» под Новый год по скидке, лишь бы продаться. Это вам не шоколад с почти истекающим сроком годности, тут тайны товара могут оказаться гораздо глубже. Было несколько реальных случаев, которые больше похожи на фантастику, но потому и говорят, что жизнь – лучший сценарист.

– Не так давно в Рязань поступила на реализацию партия обуви, которая, будучи изначально нормальной, кожаной и с логотипом, благодаря особенностям международной торговли больше года пролежала на каком-то складе в Бразилии, в жаре и влаге, то есть в недопустимых условиях, – рассказывает правозащитник, председатель совета Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов, – в результате ботинки выглядели на витрине нормально, но подлежали носке всего в течение двух дней. Другой случай. Женщина купила шубу за более чем 240 тысяч рублей. Надела ее на улицу и простыла. Когда эксперты стали исследовать эту шубу, то оказалось, что сквозь нее можно увидеть горящую лампочку на потолке. Меховая основа была растянута до состояния марли, а сам мех аккуратно причесан, так что сразу не разобраться. На прошлой неделе у нас было сразу три обращения с точно такими же случаями. Шубы были, по крайней мере по маркировке, из Ставропольского края, Южной Кореи и Греции.

Почти всегда, когда товар продается по скидке, везде – и на ценнике, и даже порой на чеке, отмечено, что покупка обмену и возврату не подлежит. Насколько это правомерно? Ни коим образом. В соответствии с правилами торговли, товар должен быть качественным, и что самое главное – безопасным. Если с ним что-то не так, его можно и нужно вернуть. Сроки тоже определяются законом, а не произвольно кем бы то ни было. Показателен случай, рассказанный читательницей нашей газеты. Она купила МР-3 плеер в одной из торговых сетей электроники. Он оказался бракованным. Девушка отнесла его в гарантийную службу сети и там ей сказали: можем забрать его дней эдак на сорок, пока наши специалисты не разберутся, а вы пока так походите. В таком случае надо писать письменное требование в двух экземплярах. Один – для нерадивого продавца, а второй для себя. Именно оно потом будет фигурировать на суде.

Статья 18 Закона о защите прав потребителей гласит, что гражданин, которому продали товар с недостатком, имеет право требовать обмена товара на качественный, ремонта или возвращения денег.

Опытные юристы советуют выбирать именно последний вариант. Деньги обязаны вернуть в течение десяти дней с момента письменного обращения. Если этого не происходит, то надо обращаться в суд. Пошлина при обращении в суд в таких случаях не взимается. Потребуется экспертиза, причем, если действует гарантийный срок, то делать ее обязан продавец. Если вывод его экспертизы будет не в вашу пользу, то его можно оспорить также в суде. Судья практически всегда встает на сторону истца, если речь идет о нарушениях прав потребителей.

И тогда можно получить не только компенсацию, но и пеню в 1% от стоимости предъявленных претензий за каждый день просрочки. А еще компенсацию морального ущерба и штраф, накладываемый на продавца, в размере 50% от всех наложенных судом до этого взысканий, за отказ от решения спора в досудебном порядке. Что касается пеней, то при рассмотрении дел по дорогим покупкам, шубам или автомобилям, суды по ним могут идти и пять месяцев, так что суммы набегают приличные, и все в пользу потребителя.

Рисунок Павла Соловцова 

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 215 (5502) от 15 декабря 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Избавляемся от ошибок – навсегда
Из прошлого – в настоящее
Пока есть люди неравнодушные, село живет
Ольга Драган
Читайте в этом номере: