21:04 МСК
Понедельник
22 / 01 / 2018
275

От Тутова до Новой Жизни

Тянутся сюда и рязанцы, и москвичи за тишиной, покоем, холодной рекой, колодезной водой и сказочными преданиями
Автор фото: Светлана Максимова | От Тутова до Новой Жизни
Фото автора.

Если ехать от поселка Шилово в сторону Касимова, то через семь километров от районного центра, после двух мостов через реки Пару и Тырницу, установлен многообещающий указатель, сообщающий, что через километр направо путешественников ждет Новая Жизнь. И мало кто из проезжающих здесь впервые отказывается от искушения остановиться и сфотографироваться под ним.

Нетрудно догадаться, что это философское название населенного пункта появилось почти сто лет назад, когда наши предки, разрушив старый мир, приступили к строительству нового. А до этого на месте нынешнего поселка Новая Жизнь располагалась деревня Тутово, принадлежавшая родне великого композитора Модеста Петровича Мусоргского. Кстати, как уверяют местные краеведы, мастер не раз гостил в Тутове у своего племянника. Место это сказочное, и его в полной мере и в буквальном смысле коснулись и разрушения, и строительство новой реальности.

Прежде чем рассказать о том, кто обитает сегодня в бывшем Тутове и чем живет поселок Новая Жизнь, вернемся к истории.

– Прежде всего, отметим, что рядом с бывшей деревней Тутово есть Титина гора. До современников дошли предания о том, что жили здесь два брата, татарские князья Ван и Титя. Ван был добрым, а Титя – злым и слыл колдуном. После смерти Вана похоронили в пожалованной деревне, получившей название Ванчур. Она расположена недалеко от Новой Жизни, а Титю – на Лысой горе на берегу реки Тырницы. Эту гору стали именовать Титиной. У жителей окрестных сел и деревень – Тутова , Березова, Ирицы, Борок – Титина гора пользовалась дурной славой. Поговаривали, на горе возле Тутова собирались на шабаш колдуны и ведьмы, – рассказывает краевед, руководитель этнокультурного центра «Заряна» и один из основателей Шиловского краеведческого музея Андрей Гаврилов.

По словам краеведа и знатока местного фольклора, Титина гора – не единственная былинная достопримечательность Тутова. Вблизи деревни находится много стариц. На берегу одной из них стоял Бабий камень – камень, изображающий фигуру женщины. Старожилы уверяют, что видели его еще в начале прошлого века. Языческий идол, имеющий своих поклонников, очень не нравился настоятелям местных православных храмов, которые при поддержке прихожан столкнули Бабий камень в старицу… Но и это еще не все. Связано Тутово и с богатырем Добрыней Никитичем Злат-поясом.

– Возле Куцкого леса, расположенного между Тутовом (Новой Жизнью) и Борком, был Чамкин затон. По народным преданиям, в местных реках обитают Чамки и Русалицы. Именно здесь Добрыня Никитич получил от Чамки свой волшебный меч, – рассказывает Андрей Гаврилов.

Ну а если обращаться к источникам официальной науки, то можно узнать, что вокруг Новой Жизни было открыто множество археологических памятников. Участником археологических экспедиций был и Андрей Гаврилов.

– Напротив Тутова, через дорогу на Касимов, обнаружено поселение, относящееся к XV – XVII векам. Было найдено очень много изделий кузнечного ремесла. На Титиной горе найдено поселение времен царствования Ивана Грозного. А у дороги раскопаны курганы с бронзовыми украшениями, относящимися к VIII – IX векам, – говорит краевед.

Более поздняя история свидетельствует, что деревню Тутово в качестве приданного за свою жену получил брат известного композитора Филарет Петрович Мусоргский. Он был женат на дочери капитана I ранга Павла Дмитриевича Балакшина, Татьяне Павловне. Жена Филарета Петровича была весьма богатой в сравнении с обедневшими Мусоргскими. В 1866 году, 27 июля, у Татьяны Павловны и Филарета Петровича произошло важное событие – родился наследник. Крещение младенца состоялось в Павловске, в дворцовой церкви, прихожанами которой была царская семья. Крестным отцом стал Модест Петрович Мусоргский. Позже Георгий учился в аристократическом пансионе, а в 13 лет поступил в морской корпус. В это время родители переехали из столицы в рязанское имение – деревню Тутово на берегу реки Тырницы.

– Усадьбу Мусоргских разрушили местные крестьяне. Возможно, это было связано с тем, что в 1907 году ирицкие крестьяне, а в Ирицах также были владения Мусоргских, попытались захватить покосы. И Мусоргские вызвали вооруженный отряд на защиту хозяйства, по восставшим был открыт огонь, одного крестьянина убили, нескольких человек сослали в Сибирь. После революции усадебный дом разграбили и сожгли. Но до недавнего времени на его месте мы находили различные предметы, относящиеся к барскому быту… Например, здесь были обнаружены фарфоровые предметы, игрушечный пистолет, кукольная голова, – говорит Андрей Гаврилов.

Советская Новая Жизнь стала прогрессивным колхозом. Об этом свидетельствуют и газетные заметки тех лет, и воспоминания сегодняшних обитателей поселка. Кстати, сегодня постоянно живут здесь лишь несколько человек. Да и вся деревня Тутово в настоящее время состоит из одной улицы, на которой едва ли можно насчитать десяток домов. Вокруг поселка, начиная с 90-х годов прошлого столетия, разместилось дачное товарищество «Тырница». Благодаря владельцам шестисоточных наделов, с весны до осени Новая Жизнь превращается в густонаселенный поселок. Отдых здесь отменный. Рядом речка, богатая рыбой, грибной лес, земляничные луга. До железнодорожной станции – полчаса пешком, до Шилова – десять минут на автобусе, остановка которого прямо под многообещающим указателем.

Дальнейшую судьбу Новой Жизни ее немногочисленные обитатели связывают только с дачниками… Других шансов выжить у населенного пункта пока нет. Из благ цивилизации в Новой Жизни есть только таксофон, установленный на единственной улице. Из-за малочисленности населения здесь нет ни магазина, ни ФАПа. По этой же причине постоянные жители поселка отчаялись ждать, когда проведут в Новую Жизнь природный газ.

С другой стороны, возможно, что именно благодаря отсутствию каких-либо признаков городской жизни поселок с каждым годом прирастает дачниками. Тянутся сюда и рязанцы, и москвичи за тишиной, покоем, холодной рекой, колодезной водой и сказочными преданиями.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 219 (5506) от 22 декабря 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Знаю, что делаю
Татьяна Клемешева
Перед стартом
«Белая ладья» – одно из самых масштабных состязаний в регионе
Читайте в этом номере: