14:01 МСК
Воскресенье
21 / 01 / 2018
351

В Новый год верхом на верблюде

Наш корреспондент первым среди рязанцев встретил Новый год. Для этого он отправился в степную республику – Калмыкию.
Автор фото: Димитрий Соколов | В Новый год верхом на верблюде
Фото автора.

Отпуск в декабре – прекрасная возможность побывать на каком-нибудь зимнем фестивале. В этом году я выбрал праздник Зул в Элисте – так в Калмыкии называют обряд встречи Нового года. Аналитическое агентство Тур Стат изучило мнение туристов и включило праздник Зул в десятку лучших зимних событий страны. В этом списке также «Зимние забавы в Угличе», «Сказочные герои на родине Тол Бабая» в Удмуртии, фестиваль «Зима начинается в Якутске».

Оказывается, можно не только терпеливо ждать Новый год у себя дома, но и лететь ему навстречу. И вот уже под крылом самолета простирается степь. На небе ни облачка, температура воздуха плюс девять и зеленая трава. Выйдя из здания аэропорта в Элисте, направляюсь к маршрутке. Лицо водителя-калмыка расплывается в улыбке: «Садись вперед, в кабину». Лезу в карман за деньгами: «Сколько за проезд?» – «Ты наш гость, не обижай, не надо денег». Выясняется, что маршрутка – это не рейсовый автобус, и меня решили подвезти бесплатно вместе с многодетной семьей, которую встречали. И я сразу поставил предстоящему отдыху «зачет». Вообще, я заметил, что первое представление о городе складывается из общения с местными жителями.

Калмыки своим дружелюбием просто очаровывают. Радушный водитель по дороге рассказал, что он из семьи ссыльных. Родился в Алтайском крае. История республики дает наглядное представление о том времени, когда репрессировали не сотню или тысячу человек, а целые народы. В декабре 1943 года калмыков в один день погрузили в эшелоны и отправили на север. В память о тех страшных годах в Элисте построен мемориальный комплекс в виде кургана «Исход и возвращение». До 90-х годов калмыкам не давали возможность исповедовать их традиционную религию – буддизм. Но все изменилось. И в кабине я любуюсь макетом самого большого буддийского храма в России и в Европе. По-калмыцки его называют «хурул» – Золотая обитель Будды Шакьямуни. Там и запланированы основные торжества праздника Зул – калмыцкого Нового года. А пока я смотрю по сторонам и диву даюсь: по степи разгуливают верблюды. А в городе Элисте на них ездят верхом! (смотрите видео на нашем сайте rv-ryazan.ru в рубрике РВ ТВ).

Шерсть у них настолько густая и длинная, а осанка столь величава, что замираешь перед этим чудом в благоговении. Хочется сложить ладони лодочкой и поклониться самой природе. Именно здесь до тебя доходит, что все существа едины в своей первооснове, только кому-то повезло больше – и он родился человеком, наделенным даром осознания. И ему дана счастливая возможность воспитывать в себе сострадательный ум, чтобы просветлять жизнь вокруг.

Центр Элисты – идеальное место для прогулок. Зеленые бульвары, обилие скульптур и архитектурные сооружения, выполненные в буддийском стиле. Среди них Пагода Семи дней с огромным молитвенным барабаном в центре, Золотые ворота «Алтн Босх», проходя через которые туристы загадывают желание. И юные, и пожилые калмыки усердно вращают молитвенные барабаны кюрде – считается, что это способствует накоплению заслуг и очищению психофизического потока от негативных эмоций.

В этом году праздник Зул пришелся на 12 декабря. Огромный храмовый комплекс едва вмещает всех желающих совершить ритуал. У подножия хурула пришедших встречает двухметровая каменная фигура Белого Старца (Цаган Аав) – это национальное калмыцкое божество, ему делают подношения цветами, чаем, монетами, а на шею маленького сайгака повязывают шарфы. Гости, паломники и зрители начинают восхождение к воротам Золотой обители Будды Шакьямуни. Вокруг хурула находятся статуи семнадцати пандитов – великих учителей университета Наланда, существовавшего около тысячи лет. Стены храмового комплекса украшают символы буддизма. Для тех, кто исповедует эту религию или интересуется философией о пустоте вещей и их взаимозависимом происхождении, лучшего места не найти. Само устройство хурула символически отображает модель мироздания. Внутри храма находится 9-метровая статуя Будды Шакьямуни, покрытая золотом и наполненная молитвенными свитками. Начинается церемония празднования Зул. Считается, что в этот день ушел в нирвану лама Цонкапа – основатель одной из четырех школ тибетского буддизма. А все калмыки празднуют день рождения, прибавляя к своему возрасту год. Обычай пришел из глубокой старины. В древности в калмыцких семьях не отмечались дни рождения. Для этого был общий праздник Зул – «День прибавления возраста у калмыцкого народа». Он до сих пор считается Новым годом. Все калмыки становятся старше на год и поздравляют друг друга, желают долгой жизни – ведь чем больше времени отведено на молитвы о благе всех существ, тем лучше.

Ребенок, родившийся накануне Зула, уже имеет возраст один год. А после праздника считается двухгодовалым, хотя его возраст по документам может быть всего несколько месяцев. Пред началом молебна в храме верховному ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, Почетному представителю его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, делают подношения. Жители Калмыкии в национальных костюмах дарят ламе религиозные и ритуальные принадлежности. И, конечно, зажигают масляные светильники. «Зул» – это и значит «лампада». Народная легенда гласит, что однажды лама Цонкапа тяжело заболел, и лекарь прописал ему пить особый напиток «джомба». На седьмые сутки Цонкапа полностью избавился от недуга, и повелел в этот день возжигать лампады Буддам и прибавлять всем калмыкам к своему возрасту один год. Калмыцкий чай джомба с тех пор стал излюбленным напитком местного населения. Почти такой же чай пьют в Тибете, Монголии, его не заваривают, а варят. Берется специальный плиточный зеленый чай, измельчается, проваривается в кипятке, смешивается с молоком, снова варится на огне, разливается в пиалы. Добавляются соль, специи (например, порошок мускатного ореха) и обязательно – сливочное масло (или бараний жир).

Скажу откровенно – я влюбился в калмыцкий чай с первого глотка, постоянно заказывал его в кафе и, конечно же, пил вместе с калмыками на празднике Нового года. К чаю подаются борцоги, по вкусу напоминающие наши русские пончики. Угощение джомбой и борцогами – часть ритуала Зул.

Некоторые прихожане на празднике заодно посещают и храмовых врачей, знатоков тибетской медицины, овладевших методикой постановки диагнозов по пульсу. Искусству врачевания они учились у видных наставников в Тибете, хранителей знаний древних монастырей. Традиция врачевания основана на поиске причин болезни, а не ликвидации ее симптомов.

Подкрепившись питательным калмыцким чаем, отправляюсь осматривать достопримечательности. В храмовой библиотеке мне показывают 108 томов учений Будды, каждый из которых бережно обернут в материю и лежит в отдельной ячейке. В музее истории буддизма с содроганием созерцаю маски гневных божеств, используемых в религиозных мистериях. И конечно же, еду в шахматный город, построенный в Элисте к Всемирной шахматной Олимпиаде 1998 года. Стараниями первого президента республики и президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова здесь открыт музей шахматной славы имени Михаила Таля, восьмого чемпиона мира. В 1984 году знаменитый гроссмейстер Таль приезжал в Элисту, проводил сеанс одновременной игры, и десять шахматистов Калмыкии сумели у него выиграть.

Экспонаты, что называется, цепляют. Вот уникальные монгольские стоклеточные шахматы, возникшие около 500 лет назад. По обе стороны фигуры короля находятся телохранители, ходят они по полю, как король и ферзь, в зависимости от ситуации. Кстати, в монгольских шахматах не разделяли фигуры на белые и черные, их отличали по деталям резьбы. Например, один король сидит в плоской шапке, а другой – его соперник, в шапке с наконечником. Так игроки развивали в себе не только логическое мышление, но и наблюдательность и память.

А на этой доске ведут шахматную баталию российский и американский президенты. Владимиру Путину помогает Фидель Кастро, играющий на позициях слона.

В музее можно увидеть шахматы авторской работы со всего мира – из слоновой кости, дерева, стекла, металла, хрусталя, фарфора, фигуры выполнены в виде политиков, солдат разных войн… Наполненный светом Дворец шахмат из стекла принимает участников турниров самого высочайшего уровня.

Неподалеку от «Сити чесс» расположился самый знаменитый русский игрок – великий комбинатор Остап Бендер, увековеченный в бронзе. На двенадцати стульях, расставленных рядом, любят отдохнуть гости и прохожие. Если сесть на стул, то взгляд будет обращен на место, где возвышается ступа Просветления. И сразу вспоминается религиозная притча о том, как один нищий всю жизнь подкладывал под голову камень, бывший в действительности золотым самородком. Но он не знал об этом. Истинные сокровища спрятаны не где-то в потайном месте, а сокрыты внутри каждого, их нужно разглядеть, убрав пелену с глаз. Как говорят истинные буддисты – невозможно попасть в нирвану, потому что мы ее никогда не покидали.

К вечеру монахи центрального хурула вместе с верующими совершают обхождение вокруг храма с пением мантр. На траве нежатся собаки – живые символы Нового года. Их пытаются накормить борцогами, но псы лениво откусывают кусочки. Вот и знак: следующий год наверняка будет сытным, тут и к астрологу не ходи!

А утром из степи доносится слабый запах полыни. Его приносит теплый ветер, дующий с Каспийского моря, которое от Элисты в четырех часах езды. Я выпиваю большую пиалу чая с маслом и пишу на салфетке в кафе «Репортер» крупно: «Хочу еще!». Хочу еще не раз приехать в Калмыкию, в удивительный степной край, где весной проходят фестивали тюльпанов, а в августе можно увидеть цветение лотосов. И понять, наконец, почему этот цветок Будда сделал символом просветления.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 219 (5506) от 22 декабря 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
В России создадут цифрового доктора
Искусственный интеллект поможет врачам подобрать оптимальное лечение для пациента
Коммунальная среда выходит на новый уровень
В следующем году в 260 домах области будут установлены автоматизированные системы контроля и учета энергии, тепла и воды
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: