20:33 МСК
Четверг
18 / 01 / 2018
471

Фея Оля

– именно так называют ее родные, друзья и знакомые

12-27-41 Ольга Коробова – член Международного объединения авторов кукол (МОАК), член web-сообщества KUKLY.RU Первая персональная выставка «Кукольное сердце» состоялась в Рязани в 2004 году. Вторая персональная выставка «То ли люди, то ли куклы» – в 2013 году в Пронске. Ольга Коробова не раз участвовала в международных выставках, в частности в Московской международной выставке-ярмарке кукол и медведей Тедди Moscow Fair, Международном кукольном FOREST-фестивале, Международном салоне кукол на Тишинке в Москве.

Работы автора экспонировались в галерее кукол «Вахтановъ» в Москве и «Галерее Кукол» Варвары Скрипкиной в Санкт-Петербурге.


«Волшебница», – первая мысль, которая пронеслась в голове, когда дверь в своей квартире мне открыла Ольга Коробова. Она приветливо улыбалась и приглашала войти. Буквально через мгновение я увидела настоящее чудо – куклы. Они разные: большие и маленькие, похожие на младенцев и удивительные, явно сказочные, герои. Однако главное, что их всех объединяет, – очарование, доброта и тепло, которые автор вложила в выражение глаз и губ каждой из своих работ.

Особый взгляд

Сколько себя помнит, Ольга всегда что-то мастерила, придумывала и увлеченно занималась творчеством. Еще в детстве родные заметили, что у девочки есть дар видеть, казалось бы, в обыкновенных, ничем не примечательных вещах красоту. И не просто видеть, а открывать ее другим людям. «Из леса могла принести небольшой сухой сучок, добавляла к нему несколько штрихов, и получалась собачка», – вспоминает Ольга.

Она любила рисовать, лепить из пластилина и соленого теста. Зимой на радость соседской детворе нередко делала из снега красивые и веселые скульптуры. Шила одежду для кукол, а потом постепенно начала шить себе и на заказ. «Видимо, это передалось мне по наследству от бабушки, которая была талантливой рукодельницей. Я многому научилась у нее. Особенно – терпению», – говорит Ольга.

Через некоторое время после окончания школы она поступила в Московский заочный народный университет искусств (ЗНУИ) на отделение станковой живописи и графики. «Преподаватели утверждали, что мой конек – графика, – рассказывает Ольга. – Я тогда много рисовала. Это, конечно, нравилось, и все-таки чувствовала, что не получаю в полной мере эмоционального выплеска».

Переломный момент

Ольга продолжала искать себя в творчестве. Она вышивала, шила мягкие игрушки и текстильных кукол. А однажды, приехав в Москву, решила заглянуть в гости к знакомой художнице Татьяне Баутиной. Та только-только прошла специальные курсы и начинала осваивать технику создания кукол из пластики. «У нее в работе была кукла из цернита (пластик, который после термообработки становится твердым – прим. Р.В.). Меня поразило, как Татьяна завивала маленькому человечку волосы. И я вдруг четко осознала, что тоже хочу научиться делать таких кукол, – вспоминает Ольга. – Попросила Татьяну показать, как лепятся головка, ручки, ножки, тельце куклы. Вот тогда и получила первый урок».

А вернувшись домой, в поселок Мурмино Рязанского района, Ольга принялась за дело. Первой работой стал Пьеро. «Не случайно выбрала этого персонажа, – делится моя собеседница. – Я сама на тот момент была как Пьеро, с разбитым сердцем, потому что очень тяжело переживала расставание с любимым человеком. Не знала еще всех тонкостей работы с материалами при изготовлении куклы и допустила оплошность, набрав слишком много лака на кисть. В результате один глаз получилось заглянцевать нормально, а когда делала второй, рука нечаянно дрогнула, и по щеке куклы потекла «слеза». И вот сидим – он «плачет», и я плачу. Было ощущение, что Пьеро жил моими чувствами и эмоциями».

Конечно, Ольге было тяжело отдавать эту куклу незнакомым людям. «Но когда ее купили, я успокоилась и поняла, что та часть жизни, которая связана с Пьеро, осталась в прошлом. Это был переломный момент, разделивший мою жизнь на «до» и «после», – считает художница.

Творческий процесс

Сегодня без проблем можно найти практически любую информацию, в сети появились сообщества мастеров-кукольников. А лет пятнадцать назад этого не было. «Сестра, которая уже жила в Санкт-Петербурге, скачивала в Интернете и распечатывала мастер-классы для меня», – говорит Ольга. Она признает, что многих тонкостей в них не указывалось, поэтому доходила своим умом, путем проб и ошибок.

Первые куклы художница делала из цернита. Затем в продаже стали появляться другие материалы, и Ольга испробовала множество из них. Особенно ей нравятся самозатвердевающие виды глины, которые в процессе работы можно лепить, корректировать, шлифовать и тонировать.

На создание одной куклы уходит от нескольких дней до месяца. Все зависит от сложности и размера работы, особенностей материала. «Я никогда не оставляю незаконченной работу, – говорит Ольга. – Если сразу что-то не получается, не отчаиваюсь. Переждав какое-то время, вновь приступаю к работе». А бывает и так, что у художницы появляется внутренняя потребность сделать куклу быстро. И тогда она может сидеть над нею сутки напролет.

Костюмы для своих «детей» Ольга придумывает и шьет сама. Тщательно выбирает ткани, нередко использует винтажные. «На одном из форумов незнакомая девушка написала мне, что ей от родственников достался сундук, в котором обнаружились, в том числе, и старинные кружевные вещи, и она хочет переслать их мне просто так, – улыбается Ольга. – Вы не представляете, как радостно было получить эту посылку. Кружева отреставрировала и впоследствии использовала их как элементы наряда для будуарной куклы».

Художница убеждена, что кукла оживает, как только начинают прорисовываться глаза. Иногда изначальный замысел не получается. Вдруг вместо тихого и смиренного девичьего взгляда появляется мальчиковое озорное и задорное выражение лица. «И тогда вместо длинных локонов делаю короткие кудряшки, следую пожеланиям маленького создания», – продолжает художница.

Нередко она дополняет образы своих кукол различными аксессуарами. Иногда новые детали могут появиться и через несколько лет. Ольга показывает композицию «Осенняя набережная». «Когда делала ее, стремилась к минимализму, а теперь появилось желание украсить платье куклы красивым цветком, бусами», – делится задумкой моя собеседница.

Рождественское чудо

Ольга Коробова – автор более 230 кукол. Всех она сделала вручную, каждая работа уникальна. «Когда делаю куклу, никогда не думаю о том, сколько она в итоге будет стоить, – говорит Ольга. – Уверена, что кукла должна нести, прежде всего, тепло и свет, позитивно влиять на человека, поэтому никогда не сажусь за работу в плохом настроении».

Один раз с художницей произошла неприятная история. Она столкнулась с Интернет-мошенничеством. Поверив душещипательной истории иностранца о том, что он остался вдовцом и один воспитывает дочь, Ольга решила сделать в подарок куклу для девочки, как позже оказалось, несуществующей. Художница старалась, чтобы посылка пришла в Великобританию в канун католического Рождества. Обман раскрылся. Но финал у этой истории получился все же хороший: кукла Анна вернулась королевской почтой Англии обратно к автору, да еще как раз на православное Рождество. «Иначе как чудо, это назвать не могу, ведь хрупкая кукла проделала такой длинный путь, упакованная работниками почтамта лишь в тоненький пакет, и вернулась домой в целости и сохранности, – отмечает Ольга. – Анна теперь всегда будет жить с нами».

Для Ольги Коробовой создание кукол давно стало образом жизни. Они дают душевные силы, которые помогают ей преодолевать жизненные трудности и бороться с серьезным заболеванием. Недавно Ольге сделали операцию на позвоночнике, ей пришлось по-новому учиться ходить. Пока период реабилитации продолжается. Художница не унывает, у нее много творческих планов. «Хочется сделать девочку-ангела немного большего размера, чем мои малыши, – говорит Ольга. – А еще я созрела для проведения мастер-классов – накоплен опыт, которым могу поделиться с другими людьми, мечтающими научиться делать кукол».

Фото Владимира Торопова и автора

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 223 (5510) от 29 декабря 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Командировка чудес
Официальный посланник Деда Мороза встретился с ребятами в редакции газеты «Рязанские ведомости»
Татьяна Клемешева
Новый год к нам мчится!
Читайте в этом номере: