19:31 МСК
Воскресенье
21 / 01 / 2018
239

Чтоб мел крошился

Что делать, если Математика мало интересна детям
Автор фото: Дмитрий Осинин | Чтоб мел крошился
Фото: Дмитрий Осинин.

В Интернете можно встретить высказывание ученого одного авторитетного вуза, что наше лучшее когда-то математическое образование не только не лучшее, но уже и не образование. В этом, конечно, есть большая доля преувеличения, но проблемы, связанные с преподаванием математики в школе, безусловно, имеются. На эту тему корреспондент газеты беседовал с заведующей кафедрой теории и методики естественно-математического образования и ИКТ Рязанского института развития образования Ольгой Александ­ровной Чихачевой.

О.Ч. – Недавно проводилось региональное мониторинговое исследование по определению качества освоения обучающимися восьмых классов программ основного общего образования по математике. Собиралась и информация о педагогах школ, которые ведут уроки. Что она выявила? Оказалось, что среди 280 учителей со стажем работы более 25 лет только 61 обладает высшей категорией, 87 – первой, а все остальные (чуть меньше половины) имеют лишь «соответствие» требованиям, предъявляемым к учителям математики. То есть опыт не означает высокую степень мастерства. И вполне ожидаемым было, что ни одна из школ, где работают такие педагоги, не показала в мониторинге хороших результатов.

Р.В. – Отрадно, что, судя по мониторингу, все-таки у большей части преподавателей математики зрелого возраста понятия «опыт» и «квалификация» не расходятся и они с успехом могут наставлять учительскую молодежь. Только здесь, насколько я знаю, возникает еще одна острая проблема…

О.Ч. – Именно так: некого наставлять. В последние годы учителей математики со стажем 5 – 10 лет в наших школах мало. Есть еще одно явление, которое не может быть признано положительным: учитель математики очень часто ведет в школе еще и физику или информатику.

Р.В. – Да, именно такого учителя, совмещающего и первое, и второе, а может быть, и третье, мечтают заполучить в одной из сельских школ Рыбновского района, где я недавно была.

О.Ч. – Но это не может дать хороших результатов. Слишком широки области исследования данных наук, чтобы замкнуть их на одном человеке. Преподавателю математики (как, впрочем, физики, ИКТ) и так требуется много сил, чтобы ученики усвоили основную образовательную программу. Но ведь надо брать что-то и за ее пределами для развития у ребят способностей к научно-исследовательской, проектной деятельности. Совместителю не до таких глубин.

Р.В. – Ольга Александровна, вы являетесь независимым экспертом по проверке профильного (более высокого, чем базовый) уровня ЕГЭ по математике. Выявляются какие-то общие проблемы? Может быть, есть отдельные темы, области, которые для ребят особенно трудны? Что потом предпринимается?

О.Ч. – Выявление и анализ ошибок, сделанных на ЕГЭ, – это важная и интересная работа по развитию математического образования в регионе. Ошибки бывают разные. Например, психологические. При проверке аттестационных работ в девятых и одиннадцатых классах очень часто мы видим невнимательное прочтение условия задач, неумение сосредоточиться и вникнуть в них. Это наблюдается и в изучении других предметов, но в математике особенно. Неразвитость пространственного мышления – тоже «больной» вопрос, он связан с таким направлением, как геометрия. Могу сказать, что геометрия – сплошная проблемная зона ЕГЭ.

Что мы делаем после выявления ошибок? Прежде всего, стараемся методически поддержать учителей: проводим курсы повышения квалификации, выпускаем методические пособия. В РИРО в этом плане недавно произошло такое знаменательное событие, как презентация трехтомного учебного пособия «Математика – реально, просто, эффективно. Готовимся к профильному ЕГЭ». Его авторы – кандидат математических наук, председатель предметной комиссии ЕГЭ по математике Кирилл Бухенский (ныне проректор радиотехнического университета, а в недавнем прошлом – заведующий нашей кафедрой) и член предметной комиссии Галина Лукьянова. В этом учебном пособии сосредоточен весь необходимый старшекласснику материал, которого не всегда хватает в школьном учебнике, материал обогащенный, интересно поданный, который можно осваивать и вместе с учителем, и самостоятельно. Пособие это региональное, и мы можем только гордиться тем, что у нас написали его и издали.

Тема проблемных зон постоянно обсуждается на заседаниях клуба учителей математики, которые транслируются на сельские районы. Подключили мы информационные ресурсы. Работает форум учителей математики, на котором выкладывается вся информация по анализу работ государственной итоговой аттестации.

Р.В. – Возвращаясь к нехватке молодых учителей математики: дело ведь не только в том, что наш университет одно время вообще не набирал абитуриентов на такую специальность. Еще и очень низка, как говорят, мотивация молодежи к изучению этого предмета. И виноваты в этом… информационные технологии – родное детище математики. Ребят сейчас не оторвешь от электронных устройств, где все наглядно, красочно, динамично. А математика, с ее логикой, абстрактным характером изложения, им кажется скучной.

О.Ч. – То, что мотивация детей к изучению математики год от года падает – верно. Виноваты ли информационные технологии? Скажу прежде всего, что это сфера интересов: кому что больше нравится. У многих есть тяга к изучению точных наук. Поэтому в стране существует активное олимпиадное движение юных физиков и математиков, в котором, к сожалению, рязанские ребята пока не очень проявились.

В Рязанском институте развития образования уже второй год работает школа для одаренных детей физико-математического направления. Очные осенняя и зимняя сессии этой школы проходят на базе лагеря «Солнечный», собираются в них более 70 человек.

Мы живем в век компьютерной информатизации, отказаться от нее невозможно, а надо адаптироваться, приспосабливаться к ней, в том числе и в математическом образовании. Существует ряд интересных электронных программ для обучения математике. Хотят даже сделать электронный учебник математики, сейчас идет его апробация – какой будет результат, пока трудно предсказать. Но математика должна расти вместе с другими науками. Необходимо обновлять сюжетные задачи, делать их более связанными с реальной жизнью. На уроках математики должно появляться современное техническое оснащение, оно уже и сейчас есть, например, интерактивные доски. Но, по моему убеждению, учитель математики должен быть не с маркером, а с мелом в руке и излучать такую энергию, чтобы мел этот крошился. И тогда математический заряд учителя будет передаваться детям, увлекать, а может быть даже, заряжать их. Я, например, без математики жить не могу.

Р.В. – Расскажите, пожалуйста, где вы учились, кто были ваши учителя.

О.Ч. – Я училась в шиловской средней школе № 1 и, наверное, уже с пятого класса почувствовала особенную любовь к математике. Привили мне ее прекрасные учителя Татьяна Петровна Федорова и Елена Васильевна Кураксина. В 1991 году я пришла учиться на физмат в педагогический университет имени С.А. Есенина, потом поступила в аспирантуру, и моим научным руководителем был замечательный педагог Михаил Тихонович Терехин. Всем этим людям я бесконечно благодарна.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 2 (5512) от 11 января 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Заботе нужно учиться
В Комплексном центре социального обслуживания населения Рязани действует «Школа родственного ухода».
Лесная жизнь
В национальном парке «Мещера» подвели итоги научно-исследовательской деятельности
Читайте в этом номере: