08:52 МСК
Четверг
26 / 04 / 2018
342

Движение есть. Выбираем направления

Начиная новое дело, важно учесть опыт и ошибки прошлого
Автор фото: Дмитрий Осинин | Движение есть. Выбираем направления
Фото: Дмитрий Осинин.

В стране формируется детская общественная организация «Российское движение школьников» (РДШ). В Рязанской области этот проект опробован в десяти пилотных школах, за которыми потянулись и другие. Естественно, что в процессе развертывания движения возникает ряд вопросов, и лучше всего решать их в самом начале. На эту тему – беседа корреспондента газеты с кандидатом педагогических наук, начальником ресурсного центра по подготовке специалистов в области воспитания РГУ имени С.А. Есенина Надеждой Жокиной.

Р.В. – Надежда Алексеевна, многие из нас помнят, как была упразднена Всесоюзная пионерская организация, и тогда, в начале девяностых годов, никто против этого сильно не возражал. Сейчас со всей определенностью звучит: подобное объединение нужно. Почему?

Н.Ж. – Цели воспитания становятся понятны тогда, когда в обществе, государстве ощущается острая проблема, нехватка чего-то. В начале девяностых возобладало мнение, что школа должна лишь обучать, но не воспитывать. Известно и восприятие воспитания как насильственного формирования личности. Но это не так. Воспитание – это формирование обществом тех ценностных ориентаций, которые оно считает для себя приемлемыми и перспективными. Это формирование образа будущего, как говорил Макаренко. Известно, каких нелестных определений заслужила у нас эпоха девяностых годов. Она ушла в прошлое. Но за это время выросло целое поколение людей, система ценностей части которых не соответствует представлениям о нашем лучшем будущем. А они теперь растят собственных детей…

Р.В. – И это является «головной болью» школы?

Н.Ж. – Именно так, о чем свидетельствуют результаты опросов учителей, директоров школ. Нынешние мамы и папы, сравнительно молодые, активные люди, нередко продолжают мерить жизнь мерками того времени, на которое пришлось их детство: деньги – эквивалент всего, они все могут. Неважно, как учится ребенок в школе. А чтобы он поступил в вуз, наймем репетитора. Неважно, чтобы профессия, которую он выберет, была ему по душе, главное, чтобы зарабатывал больше. И все это находит свое отражение в проблемах, которые встают перед обществом. Говорим: не хватает хороших педагогов… Но довольно долгое время на педагогические специальности выпускники школ шли неохотно или поступали с низкими баллами. Сейчас немного «потеплело»: стала приходить молодежь, которой действительно интересно работать с детьми. Но есть и студенты, которые считают: учительская профессия выгодна, всегда можно быть репетитором… Это тоже «эхо» девяностых. Разве приемлем для дальнейшего развития нашего общества такой подход? Поэтому сегодня проблемы воспитания подрастающего поколения приобретают особое значение. Принята Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, состоялось решение о создании детской общественной организации, которая, безусловно, обладает большим воспитательным потенциалом. Хотя и здесь пока не на все вопросы есть ответы. Скажем, любой школьник – уже участник движения или нет? Опять же термин «движение» определяет особый формат общественных объединений. Или это название организации, или это движение к какой-то цели? К какой?

Р.В. – Подразумевается, наверное, к чему-то хорошему, полезному. Плохому в школе учить не станут.

Н.Ж. – Если вспомнить двадцатые годы прошлого столетия, ситуация тогда была во многом похожа, и тогда из разрозненных детских организаций (возникали детские партии, действовали отряды юных коммунистов, детский Пролеткульт, скауты и много других объединений) образовалась, по предложению Н.К. Крупской, единая пионерская организация. При всей ее критике (и раньше, и теперь) она, как показало время, давала детям хороший опыт выстраивания социальных отношений, приобретения организаторских навыков, опыт взаимодействия в коллективе, умение действовать на пользу обществу. К сожалению, поколение с таким опытом уже называют старшим. Сегодня в государстве большой дефицит молодых кадров – в разных сферах. Отсюда проекты, школы по подготовке лидеров. Но нужны нам не только лидеры, которых не может быть много, но и хорошие организаторы, участники коллективной работы, которые могут взаимодействовать, сотрудничать. Пионерской организации воспитывать таких удавалось. Почему? Потому что она была игровой моделью взрослого общества, государства с понятной системой ценностных ориентаций, идеологией. Вообще, на мой взгляд, детская общественная организация не может обойтись без идеологии. Мы же сегодня почему-то очень боимся этого слова, хотя оно означает всего лишь приверженность какой-то идее. Мне могут сказать: задача организации помочь ребенку развиваться. Но это должна делать система образования. Задача организации – формировать гражданина России, что всем ясно. И разве это плохая идея? Нет. Тогда давайте скажем о ней прямо.

Р.В. – Вы недавно выступали на региональном форуме директоров школ, посвященном воспитательной работе, и привели удивившую меня цифру: оказывается, как говорят опросы членов студенческого самоуправления и волонтеров, принимавших участие в важных для страны событиях, только 0,4 процента молодых людей включились в дело из желания помочь людям, а остальные во главу угла ставили личный интерес. Как так может быть?

Н.Ж. – Сейчас государство создает условия для активизации молодежи, что помогает многим ребятам проявить себя. Мотивация участия молодых людей в различных событиях – очень важный вопрос. И есть такие волонтеры, для которых привлекательным кажется получение красивой формы, возможность встретиться с известными людьми, побывать (бесплатно) в разных городах… Разве это не здорово, «круто», разве не может привлечь, затмив все остальное? И для этого надо проявить инициативу: самому выйти на сайт, зарегистрироваться и потом тебе торжественно вручат, к примеру, волонтерскую книжку. Волонтерская книжка – копия трудовой: все добрые дела внесены, поставлены печати… Более того, даже обсуждался такой вопрос: не стоит ли стаж волонтерской работы учитывать как трудовой при начислении пенсии? То есть мы (старшее поколение) предлагаем молодым людям мыслить именно с позиции: ничего не делается «за так». И в новой детской общественной организации меня настораживает некоторая формализация, на чем «погорела» в восьмидесятые годы пионерия. Например, участвуют ребята в какой-то общественной акции, пусть зафиксируют это, а отчет на сайте сопроводят фотографиями. Мне даже рассказывали, как один наш «великий общественный деятель» учил активистов-школьников под каким ракурсом лучше фотографировать, чтобы участников проведённого дела на снимке казалось больше.

Р.В. – Надежда Алексеевна, почему недавний форум, где обсуждалась роль дет­ского общественного объединения в жизни школы, был подчеркнуто предназначен для директоров?

Н.Ж. – Наверное, прежде всего потому, что кадров для РДШ пока нет – это одна из острых проблем. Появился профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», но подготовка таких профессионалов только начинается. Что касается директоров. В законе «Об образовании в РФ» одним из принципов образовательных отношений назван демократический характер управления, много внимания уделено необходимости развивать школьное самоуправление. Но при этом директор, как сказано в законе, управляет образовательным учреждением на основе единоначалия, то есть отвечает за все. Значит, отвечает и за то, чтобы в школе были созданы условия для развития самоуправления, деятельности детской общественной организации. И наверное, очень популярной игре «День самоуправления» надо предпочесть реально действующее школьное самоуправление, если мы хотим, чтобы выросло поколение по-настоящему активных, инициативных, умеющих действовать на общую пользу граждан нашей страны. Это вызов времени. Растить не потребителей, которые ждут, что нам дадут благоустроенные, отремонтированные дома, дороги… Надо самим активно действовать, жизнью управлять.

Р.В. – А может ваш вуз уже сейчас готовить специалистов для воспитательной работы?

Н.Ж. – Да, у нас в этом году будут первые выпускники с дипломом «Специалист в области воспитания», правда, пока в системе дополнительного профессионального образования.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 13 (5523) от 31 января 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Рязанцам напоминают: завтра Международный день ювелира

Прокурор Рязанской области Олег Черныш встретился с журналистами

В Рязани терапевтическую службу поликлиники завода «Красное знамя» пополнили пять молодых специалистов

За благотворительность
Генеральный директор Государственного Рязанского приборного завода удостоен епархиальной медали
Собственная информация
Заплати и стой спокойно
В облдуме обсудили проблемы платных парковок в Рязани
Татьяна Корзунина
Читайте в этом номере: