23:46 МСК
Четверг
22 / 02 / 2018
208

На деньги идет киберохота

Центробанк рассказал, как «электронные» аферисты обманывают граждан

«Предупрежден – значит вооружен», гласит народная мудрость. Чтобы уберечь деньги наших читателей от кибермошенников, мы расскажем о последних хитростях злоумышленников и о способах борьбы с ними.

Вредоносное письмо

Пожалуй, практически каждый получал электронное письмо неизвестно откуда с предложением выиграть миллион долларов, помочь начинающему бизнесмену или маленькой стране где-нибудь в Африке. Такие сомнительные предложения наши здравомыслящие земляки наверняка выбрасывают в корзину. Но время от времени на е‑mail приходят письма вроде бы от серьезного отправителя, которым волей-неволей веришь. Например, могут сообщить, что оператор вашей мобильной связи вводит новую тарифную сетку, с которой предлагают срочно ознакомиться. Откроешь такое письмо с вложением, не ожидая подвоха, и заразишь свой компьютер вирусом, который умеет воровать чужие деньги.

По данным последнего отчета Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Банка России, к подобным мошенническим письмам массовой рассылки часто прикладывается вложение-вирус или ссылка на скачивание вируса. Открыл приложение к письму – и на компьютер сами собой устанавливаются различные вредоносные программы, которые воруют пароли, персональные данные, шифруют файлы на жестком диске компьютера и требуют деньги за их расшифровку. «Не следует открывать письма, полученные из ненадежных источников или от подозрительных отправителей. Нельзя проходить по ссылкам в подобных письмах. Если вы хотите установить какую-то программу – нужно скачать ее у лицензированного распространителя», – поясняет управляющий Отделением по Рязанской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Сергей Кузнецов.

Конечно, поможет установка и регулярное обновление антивирусного программного обеспечения, а также своевременное добавление подозрительных адресатов в список нежелательных отправителей.

Сплошная «липа»

Специалисты ФинЦЕРТа рассказывают о таком распространенном способе обмана граждан, как создание «липовых» сайтов банков, страховых компаний, сервисов переводов, сайтов покупки билетов. Никаких реальных услуг они не предоставляют, а только обирают попавших на такие лжестраницы клиентов: у кого украдут данные банковской карты или паспорта, а у кого – и настоящие деньги, переведенные за билет или за оформление кредита. Среди «подставных» сайтов, созданных мошенниками, например, бывают такие, которые завлекают: «Проверьте, скомпрометирована ли ваша карта!» Человеку предлагается ввести данные его банковской карты, а потом пришедший якобы от банка пароль. Такие сайты-воры созданы для перехвата ваших данных.

Банк России работает над закрытием сайтов, через которые мошенники вымогают данные и крадут деньги. Так, с января по сентябрь 2017 года ФинЦЕРТ отправил информацию о 481 домене различной мошеннической тематики, владельцев которых предлагалось лишить прав на домен. По данным Банка России, в среднем каждый календарный месяц закрытию подлежит около 50 доменов, находящихся в различных зонах. Наибольшее количество заблокированных доменов приходится на сферу переводов, осуществляемых физическими лицами с карты на карту. На сферу страховых компаний приходится 45 закрытых доменов, на лжебанки – 44, на финансовые пирамиды – 39. Сложность с закрытием вех «неправильных» сайтов состоит в том, что очень многие кибермошенники находятся не в России, а скрываются в других юрисдикциях. Поэтому есть над чем работать.

«Социальные инженеры»

«Задача любого мошенника, использующего методы «социальной инженерии», войти в доверие к своей жертве и заставить ее выдать личную информацию или проделать какие-то манипуляции, которые позволят им украсть ваши деньги», – уточняет управляющий Отделением по Рязанской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Сергей Кузнецов.

Например, на мобильный может прийти сообщение, что карта заблокирована, а для разблокировки нужно позвонить по указанному номеру. Стоит перезвонить – и злоумышленник на другом конце провода так вас заговорит, что вынудит сообщить коды и пароли от карты, а то и пойти к банкомату якобы для разблокировки. Результат один – жертва сама переводит деньги мошенникам. Что делать? Ни в коем случае не звонить по номеру телефона, указанному в СМС, а пользоваться только номером на обратной стороне карты – уж это точно номер банка, а не киберворов.

С помощью социальной инженерии мошенники пытаются узнать реквизиты, достаточные для совершения перевода с карты на карту: номер карты, срок ее действия, CVV-код (три цифры с обратной стороны банковской карты). Важно помнить, что представители банка никогда – ни по телефону, ни в переписке – не спрашивают полные данные карт, одноразовые пароли, пин-коды. Для консультации им достаточно имени и четырех последних цифр карты.

Поскольку кибермошенники непрерывно придумывают что-то новенькое, нам с вами следует всегда быть настороже, не забывая про здравый смысл.

Дмитрий Львов

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 14 (5524) от 01 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Сегодня ночью снег будут вывозить с 12 улиц Рязани

Рязанцам сообщают: в Турции нашли комаров-переносчиков лихорадки Зика

В Рязани продолжают чистить дороги от снега

Ведать семьей
или сколько стоит присмотреть за братишкой
Татьяна Банникова
За помощью юриста – в библиотеку
Более 40 человек получили за один день бесплатные консультации специалистов
Читайте в этом номере: