12:39 МСК
Суббота
21 / 04 / 2018
351

Поэт и филармония

Когда концертный зал вновь обретет бюст и имя нашего знаменитого земляка?

Произошло это в 2014 году и сообщили о том в газету наши читатели. Их письмо было опубликовано 2 ноября 2014 года и сопровождалось ответом директора филармонии. Смысл его сводился к тому, что бюст убрали в связи с ремонтом, а имя С. Есенина концертный зал обрел благодаря народной молве. Никакого официального решения по этому поводу не было. А народная молва – руководству не документ. Сообщалось и о том, что скульптура работы И.Г. Онищенко передана в Константиново, в есенинский музей, и нынче там великое счастье. «Теперь на родине Есенина находятся два одинаковых бюста работы Онищенко».

Конечно, любой креативный руководитель имеет право на иррациональное решение. Иногда оно дает результат неожиданный. Вот и тут. Зрители потянулись в концертный зал не только музыку послушать, но и посмотреть: правда ли, что убрали бюст? Правда. Убрали.

История вопроса

А насчет народной молвы не все правда. Для того чтобы убедиться в этом, пришлось обратиться к архивным фондам. И это с присущим ему тщанием сделал известный исследователь подробностей жизни и творчества поэта Ю.В. Блудов. В 2006 году он опубликовал в журнале «Современное есениноведение» статью об истории строительства рязанского концертного зала. Тогда началу строительства как раз исполнялось полвека. Стройка была всенародной и ударной. Здание возведено за четыре месяца.

«В начале ­ноября 1956 года, – пишет Ю.В. Блудов, – первые лица города направили на имя секретаря ОК КПСС А.Н. Ларионова письмо, где говорилось, что, «учитывая пожелания трудящихся города Рязани об увековечивании памяти поэта-земляка Сергея Есенина, Рязанский горком КПСС и горисполком входят с предложением в бюро обкома КПСС присвоить летнему театру имя Сергея Есенина». 9 ноября указанное предложение было рассмотрено и одобрено постановлением бюро обкома КПСС. Об этом событии информировал читателей корреспондент центральной газеты «Советская культура» Г. Назаров в статье «Театр имени Сергея Есенина» 15 ноября 1956 года: «Новый гастрольный театр имени Сергея Есенина в городе Рязани. Он расположен в обширном парке. Лишь главный фасад выходит на площадь, на которой несколько лет назад был воздвигнут памятник Ивану Петровичу Павлову».

Почему решение принимал обком партии? Потому что тогда он принимал все политически важные решения. А то, что присвоение имени Есенина концертному залу было решением политическим и принципиально важным, не вызывает сомнений. А.Н. Ларионов рисковал, когда возвращал родине поэта его имя. В исторической памяти сохранилась информация о том, как в то же примерно время на перроне рязанского вокзала состоялась встреча главного идеолога партии М.А. Суслова и первого секретаря Рязанского обкома. Ларионов тогда задал партийному начальнику вопрос о создании есенинского музея в Константинове. Об этом пишет в своих заметках, опубликованных в другом номере журнала «Современное есениноведение», историк Леонид Васильевич Чекурин: «Ответ Суслова был резко отрицательным, он почему-то сказал, что Есенин – это знамя венгерской революции. Может, он спутал его с поэтом Петефи?». Может, и так. Но факт остается фактом: решения, связанные тогда с именем Есенина, были рискованными. И обком брал их на себя.

«Полтора года спустя, – продолжает свой рассказ Ю.В. Блудов, – 23 мая 1958 года, в фойе театра был установлен замечательный мраморный бюст работы скульптора И.Г. Онищенко. Как писали местные газеты «Приокская правда» и «Рязанский комсомолец», на открытии бюста присутствовали родные и друзья поэта, московские и рязанские литераторы, работники искусства, автор бюста и представители общественности. Этому событию был посвящен литературный вечер».

Теперь концертный зал не носит имя С. Есенина, в его обновленном фойе не стоит бюст поэта.

Защитник

Вслед за нашей публикацией 2014 года в редакцию обратился известный и уважаемый в Рязани человек, заслуженный учитель России Станислав Дмитриевич Анфимов. Он много времени посвятил изучению того, как образ Сергея Есенина нашел отражение в живописи, графике, скульптуре. И в нашей газете Станислав Дмитриевич об этом писал неоднократно. Он был искренне возмущен тем, как обошлись с именем поэта, с памятью о нем: «Бюст С.А. Есенина, созданный Онищенко, стал первым в стране и очень удачным его портретом после длительного замалчивания творчества поэта... В одночасье город Рязань лишился прекрасного интерьерного памятника Сергею Есенину, и как может администрация филармонии принимать такие решения, не посоветовавшись с общественным мнением горожан?» Станислав Дмитриевич предлагал найти достойное место в городе для скульптуры Онищенко.

С этим предложением он обратился в министерство культуры Рязанской области и получил в январе 2015 года ответ, подписанный министром культуры и туризма В.Ю. Поповым, в котором сообщалось: «По предварительной информации общественного совета по культуре при министерстве культуры и туризма Рязанской области скульптура Сергея Есенина будет возвращена в Рязанскую областную филармонию. В настоящее время решаются технические вопросы укрепления и замены постамента».

Вроде бы проблема была решена. Но мы рано радовались. Прошло три года, сменилось руководство филармонии, а скульптура Сергея Есенина на свое место не вернулась. Надо знать интеллигентную настойчивость Станислава Дмитриевича Анфимова. Он не уставал напоминать о том, что обещания нужно выполнять. После неоднократных устных заверений, в декабре прошлого года, он вновь обратился с письмом к Виталию Юрьевичу Попову все по тому же поводу и даже предложил украсить работой И.Г. Онищенко экспозицию областного художественного музея, раз уж не находится для нее места в филармонии.

Тогда же, в декабре 2017 года, из министерства пришел ответ, в котором сообщалось, что мраморный бюст С.А. Есенина после проведения ремонтных работ в фойе возвращен в Рязанскую областную филармонию. «Учитывая, что скульптура должна быть установлена на постамент, стоимость которого составляет более 2,5 млн. рублей, а также из-за ограниченного бюджетного финансирования в настоящее время ведется поиск внебюджетных источников».

Дело не только в деньгах

В свое время Иван Гаврилович Онищенко подарил свое произведение городу, то есть оно нам досталось бесплатно. Да и снимали бюст с постамента тоже, не сильно потратившись. А вот для того, чтобы установить его снова, нужны деньги – не то чтобы очень значительные, но в бюджете они не заложены. В пору клич кидать и организовывать кружечный сбор на установку бюста Есенина в филармонии.

Между тем в мае этого года исполняется ровно 60 лет с того дня, как бюст был в фойе установлен и торжественно открыт при большом стечении народа. Хорошо бы было в мае и вернуть его на место. И для Ивана Гавриловича Онищенко наступивший год – юбилейный. В декабре скульптору исполняется 100 лет. И не для того он трудился над воспроизведением облика любимого народом поэта, чтобы его произведение стояло потом в темном углу, заботливо прикрытое от глаз людских.

Деньги, конечно, решают многое в нашей жизни, но не все. И все же надо прислушиваться к мнению людей. В Рязани уже были прецеденты, когда с центральной площади города убирали памятник Ленину, а потом его возвращали. И имя концертному залу было очень кстати. Пусть и это было решением бюро обкома партии. Решение о полете Гагарина в космос тоже обсуждалось на Политбюро. Может, и его отменить?

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 15 (5525) от 02 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Змей Горыныч из Хомутска
И другие зверушки Бориса Агеева
Юрий Харин
Тяжкий груз
Бариатрическая хирургия избавляет от ожирения раз и навсегда
Людмила Иванова
Читайте в этом номере: