02:31 МСК
Понедельник
26 / 02 / 2018
295

До дна

В рязанском театре драмы состоялась премьера спектакля «С училища» по пьесе Андрея Иванова
Автор фото: Елена Коренева | До дна
Фото автора.

Мы, зрители, сидим на сцене в два ряда. В нескольких шагах от нас – выхваченная софитами из темноты детская площадка. Доска-качалка на двоих, песочница, горка, качели. На небольшом мониторе, что над сценой, гаснет надпись «С училища» и появляется видео: молодые люди отвечают на вопрос, что такое любовь. А потом видео, снятое на телефон без согласия героини: в кадре девушка звонит педагогу… Так начинается спектакль, так начинается история, где герои жестоки, как порой бывают безмерно жестоки дети. Буквально в песочнице решаются судьбы, рядом с мягкими игрушечными мишками – кровь и страх, сокровенное через веб-камеру транслируется в соцсети.

Камерный спектакль рязанского режиссера Максима Ларина «вырос» из его работы с пьесой на Всероссийском семинаре драматургов Союза театральных деятелей России «Авторская сцена». Эта ежегодная лаборатория в 2017-м состоялась в июне на сцене рязанской драмы (видео всех показов выложено СТД РФ в интернет).

Читки пьесы прошли во многих городах, в том числе на фестивале «Любимовка» в Москве. А в ноябре на объединенном конкурсе драматургии «Кульминация» – конкурсе конкурсов – «С училища» вошла в число трех лучших пьес 2017 года. «Пилотный» спектакль Серовского театра драмы (Свердловская область) выдвинут на «Золотую маску» в нескольких номинациях, в том числе – «лучшая пьеса». За четыре дня до рязанской премьеры состоялась московская, в театре Пушкина.

Сюжет вроде бы прост: пэтэушница Танька влюбляется в преподавателя по философии Сережу, и тут из тюрьмы возвращается простой парень Костя, который любит ее. Классический любовный треугольник… или нет? Учитель философии любит деньги и мечтает уехать за границу. Заискивая перед «хозяином жизни» Славиком, он соглашается на спор стать любовником Таньки и предоставить видеосвидетельство. На кону макбук и членство в «братстве», проиграть нельзя: денег нет. Танька, о невинности которой знает все училище, узнав о споре, совершает жестокий поступок, шантажирует Сережу, издевается над ним и Костей…

Текст пьесы в спектакле немного сокращен, без ущерба для сюжета и характеристики персонажей. Сам автор убрал запрещенную законодательством лексику, но «крепкие словечки» остались: ну не могут пэтэушница с отцом-алкоголиком беседовать по-другому. Поэтому не рекомендую «С училища» тем, кого ругательства могут оскорбить.

Спектакль Максима Ларина подобен движению качелей: то вверх, на пик страстей, то вниз, снижая накал. Есть эпизоды, когда зритель может «выдохнуть», улыбнуться. К слову, когда герои садятся на доску-качалку, ее движение отражает динамику конфликта: равновесие, давление Таньки, ритм любовной сцены. Немаловажен в спектакле свет, его интенсивность: от яркого до приглушенно-интимного. Режиссер не грешит излишним использованием видео, в остальное время монитор информирует о месте действия: квартира, двор, училище…

В главной роли Таньки актриса Мария Конониренко энергична, стремительна, с пластикой девочки с городской окраины (никакой карикатурности). Она чем-то напоминает провинциальных киноперсонажей в исполнении актрисы Олеси Железняк. Игорь Гордеев «раздевает» своего героя Сережу постепенно. Сначала мягкость, зыбкость черт лица, страх и сомнения попавшего в тиски человека, потом вкрадчивость хищника, еле заметное поигрывание желваками…

Большая удача спектакля – отец Таньки Егор в исполнении Анатолия Конопицкого. Тут вся палитра ухищрений, издевательств алкоголика, прикованного к инвалидному креслу, требующего к себе внимания – и, конечно же, водки. Мольбы, жалобы, призывы к совести, обвинения и ругательства, угрозы… Виртуозное предательство дочери – в сцене с Костей. В роли танькиного жениха – Никита Левин. Его Костя, одержимый Танькой, то вовсю проявляет ревность, то силой воли сдерживает себя. Мир рухнул, надо понять, как быть дальше... И агрессия оборачивается слабостью, совсем не мужским поведением.

Колоритный дуэт у актеров Андрея Блажилина (Славик) и Григория Саркисова (Ренат, стилист барбершопа, т.е. парикмахер). Славик Блажилина – новое воплощение «мелкого беса», модник с козлиной бородкой и небольшим животиком, озабоченный внешностью, любящий «клубничку». Ренат Саркисова – «оруженосец» Славика, жеманный красавец, любитель селфи, с пластикой и манерой речи не то метросексуала, не то человека нетрадиционной ориентации. В роли Ларисы, матери Сережи, – Ирина Лавринова. Ее Лариса добра и доверчива, абсолютно «слепа» в отношении сына и Таньки.

Тут нет «черного и белого». Под знаменем любви и верности до гроба шествует аддикция – зацикленность на предмете обожания, которая может обернуться насилием, убийством. А «страдающий» лжеинтеллигент вынашивает коварный план. Ради своих целей персонажи готовы идти до конца, до самого дна. Общее у главных героев – проявления жестокости в детстве, которые они держали в тайне. Такие люди могут вырасти в любой среде, в любой песочнице, рядом с нами...

Может быть, именно поэтому на рязанском спектакле зрители сидят в одном пространстве с актерами. Не бываем ли мы слепы в отношении наших близких и знакомых? Пытались ли ответить на вопрос, заданный режиссером в начале спектакля: «Что такое любовь?»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 16 (5526) от 06 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В Рязани открылась областная выставка художников-любителей

Все оттенки зимы можно увидеть на фотовыставке в Рязани

«Игрополюс» продолжает радовать юных рязанцев

Спортивный курьер
Вячеслав Чирков
Читайте в этом номере: