06:43 МСК
Суббота
21 / 04 / 2018
127

Гроздьями мир ложится в ладони

Декоративные летописи Нателлы Тоидзе – о великолепии повседневности
Автор фото: Татьяна Клемешева | Гроздьями мир ложится в ладони
Фото автора.

Волнистые и прямые, гладкие и шершавые касания кистей складываются в контрастные калейдоскопы. Большие полотна – всегда испытание для зрителя: нужно найти ту дистанцию, на которой будет уже понятен весь замысел и еще различимы детали. «Большое видится на расстоянии», – цитированные тысячи раз строки Есенина можно вывесить над входом на эту выставку как девиз. Живопись жизнелюбивой, страстной и внимательной к состояниям мира Нателлы Тоидзе удивляет масштабами и влюбляет своими красками. В ее мире хочется жить и постоянно двигаться, ведь для художницы даже мирные домашние сцены наполнены пониманием деятельной сути вещей.

Широкоформатные холсты Нателла Георгиевна сознательно выбирает уже много лет. «Они лишь поначалу кажутся большими – а потом, когда начинаешь работать, уже боишься не поместиться», – улыбается художница. При этом мастер не изменяет себе даже на природе и, несмотря на все технические сложности, создает пленэрные работы такими же большими. Она точно знает, что «ловить момент», дрожание света и напряжение времени нужно здесь и сейчас. И результат восхищает. Пожухлые к началу осени цветы; роскошные «бабьи розы», сельские мальвы; чутко крадущаяся в зарослях собака; коляска на летней лужайке и проснувшийся, недоумевающий младенец – все дышит, искрит и прямо-таки манит войти в этот хоровод жизни.

Свежая и удивительно точная палитра досталась Нателле Тоидзе «в наследство» от деда, одного из учредителей Академии художеств СССР, любимого ученика И. Репина Моисея Тоидзе. Художница отмечает, что даже выжимает краски на палитру так же, как делал это ее дедушка и сам Илья Репин. Нателла Георгиевна стала прекрасным продолжателем творческой династии: ее отец был скульптором, а дядя Ираклий Тоидзе – художником-графиком, создавшим легендарный плакат «Родина-мать зовет». При этом любовь к искусству и его исследование в семье мастера не иссякают. Супруг художницы – кинорежиссер Вадим Абдрашитов, а дочь Нана – художник-сценограф. В их доме часто бывают молодые мастера, которые только ищут свой путь.

А сама Нателла Георгиевна продолжает творить, не обращая внимания на «модное искусство» и не придумывая для себя новых вычурных стилей. Ее полотна всегда контрастны и немного драматичны, декоративны и в то же время невероятно правдивы. Она любит писать пейзажи простой русской средней полосы – и под ее кистью привычные виды превращаются в сказочные долины, где магия таится под каждым листком и цветком. В Рязани живописец уже создала яркие «Мальвы» и теперь надеется бывать в наших краях чаще, чтобы чаще запечатлевать обыденную сельскую жизнь. Впрочем, обыденности в картинах Нателлы Тоидзе нет. Только поэзия, для воплощения на холсте которой нужны самые жизнеутверждающие краски.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 19 (5529) от 09 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Сказки городского вечера
Зима – это замечательное время года, когда все начинают верить в чудеса. На землю спускается снежная королева и все вокруг напоминает сказку. В это время года прекрасно все без исключения! ...
Владимир Проказников
Читайте в этом номере: