06:41 МСК
Суббота
21 / 04 / 2018
165

Партизанская медаль – за... планер

75 лет назад была учреждена медаль «Партизану Отечественной войны»

Произошло это в день завершения Сталинградской битвы – 2 февраля 1943 года. Награждались медалью партизаны, начальствующий состав партизанских отрядов и организаторы партизанского движения.

Интересно, что в Рязани несколько лет жил и работал человек, награжденный медалью «Партизану Отечественной войны» в 1944 году. Это был Владислав Константинович Грибовский – главный конструктор, а в 1947-48 годах директор завода №463. Сегодня это предприятие известно в городе как Государственный Рязанский приборный завод, который скоро отметит свое 100-летие.

О Грибовском стоит рассказать. Он родился в самом конце XIX века в Санкт-Петербурге, воспитывался в Гатчинском сиротском интернате и мечтал стать летчиком, а учиться пришлось на артиллерийских курсах. Но потом Владислав Грибовский все-таки окончил Егорьевскую теоретическую школу летчиков, учился летному делу в Каче под Севастополем и в Москве. Он стал летчиком – истребителем, а в середине 20-х годов в Киеве начал проектировать самолеты и планеры.

В начале 1930 года Грибовского назначили начальником Московской школы летчиков Осоавиахима и по его инициативе создается аэродром в Тушине. А через два года Владислав Константинович окончательно уходит на конструкторскую работу. Он разрабатывал гидропланеры и тренировочные самолеты. В 1941 году, в первые месяцы войны, Грибовскому поручают разработать 11-местный десантный планер, и он придумал конструкцию менее чем за два месяца. 2 сентября 1941 года состоялся первый вылет планера Г-11. Через неделю испытаний было принято решение о серийном производстве машины, а Грибовский был назначен главным конструктором завода № 463.

В годы войны рязанский завод №168, выпускавший деревянные винты и лонжероны для самолетов, был эвакуирован. Часть коллектива была отправлена в г. Волжский (Марийская АССР), часть осталась в Чувашии в г. Шумерля. Но несколько цехов остались и работали в Рязани. В 1942 году здесь был образован завод № 463 для производства планеров.

Несколько лет назад журналисты из газеты «КП в Рязани» писали, что первый рязанский планер конструкции Грибовского поднялся в небо с аэродрома Осоавиахима (территория нынешнего радиоуниверситета) в марте 1944 года. Испытатели отмечали хорошую устойчивость и прекрасную управляемость машины, пилотирование Г-11 оказалось проще, чем управление планерами других марок. К концу апреля в Рязани было выпущено более десяти машин.

Планер Г-11 применялся в ряде операций Великой Отечественной войны, хорошо зарекомендовал себя при снабжении белорусских партизан при высадке десанта под Киевом.

В августе того же 1944 года разработчик планера и главный конструктор рязанского завода № 463 Владислав Грибовский был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Это был редкий случай, когда инженер-конструктор, не покидая стен тылового предприятия, получил партизанскую награду.

После войны завод был переориентирован на выпуск другой продукции. Но в январе 1947 года было приказано вновь выпустить 160 десантных планеров Г-11. А в середине года конструктор планера В.К. Грибовский был назначен диктором завода №463. Он работал директором до 1948 года, а потом оставался главным конструктором предприятия. Всего Владислав Константинович создал 17 планеров и 20 разных конструкций самолетов, на многих из них были установлены рекорды. Грибовский был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалью «За победу над Германией». Но партизанская медаль была самой необычной из всех его наград.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 19 (5529) от 09 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
ПРАВИЛЬНО СКЛОНЯЕМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Людмила Анисарова
Все начиналось со свистульки
Уже более 2000 удивительных экспонатов представлены в частном деревенском музее
Юрий Харин
Читайте в этом номере: