04:42 МСК
Вторник
20 / 02 / 2018
211

За идеями, опытом и вдохновением

Какие возможности дает педагогам и школьникам легенда под названием «Артек»
На Артек-арене: студенты магистратуры Ксения Половинкина, Татьяна Гаврикова, Владимир Козлов; 
преподаватели, курирующие педагогическую практику: Павел Викторович Левин, 
заместитель декана факультета физической культуры и спорта по воспитательной работе, 
Надежда Алексеевна Жокина, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании; 
студенты, которые проходили в «Артеке» летнюю педагогическую практику: Павел Костиков и Ольга Борискова
На снимке: На Артек-арене: студенты магистратуры Ксения Половинкина, Татьяна Гаврикова, Владимир Козлов; преподаватели, курирующие педагогическую практику: Павел Викторович Левин, заместитель декана факультета физической культуры и спорта по воспитательной работе, Надежда Алексеевна Жокина, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании; студенты, которые проходили в «Артеке» летнюю педагогическую практику: Павел Костиков и Ольга Борискова

Слово «Крым» еще продолжает звучать в ожесточенных политических спорах, но возвращение в «родную гавань» прибавило полуострову еще больше любви наших сограждан, больше притягательности и, может быть, в первую очередь для молодых. Связано это не только с возможностью прекрасного отдыха, но и с тем, что в нынешних, новых условиях на берегу самого синего Черного моря, в Международном детском центре с легендарным названием «Артек» можно расширить круг интересов, открыть в себе способности, о которых и не подозревал, обрести трамплин для высокого взлета в профессию. К такому выводу я пришла после одной интересной встречи на кафедре педагогических технологий и менеджмента в образовании РГУ имени С.А. Есенина.

В магистранты посвятил Крым

Об «Артеке» – этой когда-то всесоюзной детской здравнице – знают все. Кому-то довелось побывать там в пионерские годы, кто-то работал вожатым… Традиция проходить несколько усложненную артековскую педагогическую практику для студентов Рязанского университета прервалась в 1999 году. Дальше на целых 15 лет – тишина… И только в 2015 году взаимодействие начало возоб­новляться. Студенты бакалавриата приезжали сюда кто на один сезон, кто на целое лето, кому-то доставалась педпрактика не в отряде, а в школе. Нынешний «Артек» – это несколько лагерей со сказочно-романтическими названиями: «Хрустальный», «Кипарисный», «Янтарный», «Лазурный», «Полевой», «Лесной», «Озерный», «Морской», «Речной», и половина из них не закрывается на зиму, а значит,с ребятами надо работать круглый год.

– С нынешнего учебного года мы практикуем новый опыт, – говорит доцент кафедры Надежда Алексеевна Жокина. – Шестеро наших студентов, поступивших осенью прошлого года в магистратуру факультета социологии и управления, заключили с руководством «Артека» трудовой контракт на год и стали работать в «Артеке» в должности воспитателей. Посвящение их в магистранты состоялось в октябре прошлого года в «Артеке» в рамках Всероссийского форума – такое было оказано внимание.

Магистранты на прошлой неделе приезжали в университет, и, хотя времени у них было в обрез, мне показалось, что те три девушки, которые пришли со мной на встречу, студентки магистратуры «Педагогика высшей школы», с удовольствием делились своими впечатлениями о необычных условиях учебы.

Своя тема, свое дело

Учеба в магистратуре – это во многом научно-исследовательская работа, и поэтому в самом начале студент должен выбрать тему, с которой, возможно, будет дальше идти по жизни. Валентина Лапшинова и Ксения Половинкина успешно закончили бакалавриат факультета физкультуры и спорта, и по совету вузовских наставников пытаются теперь подняться на более высокую ступень – получить диплом магистратуры «Педагогика высшей школы». Тема их исследований касается очень понятных и крайне нужных вещей – психолого-педагогическое сопровождение формирования у детей здорового образа жизни.

Татьяна Гаврикова когда-то и в мыслях не держала быть педагогом, мечтала о профессии экономиста, но поступила на естественно-географический факультет, специальность «Экология и природопользование». Будучи студенткой, попробовала работать в педотряде, и пришло ощущение того, что работа с детьми как раз для нее. Это убеждение день ото дня крепнет в «Артеке». Тема научного исследования Татьяны, конечно же, связана с экологическим воспитанием детей.

Как СОМа поймать

Итак, есть цель: преподавать в высшей школе, есть темы магистерских исследований, которые со временем могут изменяться, преобразовываться, и возможно, перерастут в научные диссертации. Но что дает для этого именно «Артек»?

Мои собеседницы в один голос говорят, что «Артек» – это самая большая и оснащенная базовая площадка для испытания новых версий воспитательной работы, образовательных технологий. Инновации рождаются в «Артеке». Так что они в числе первых, кто использует новые формы работы с обучающимися. Например, СОМ – сетевые образовательные модули.

– СОМ – это новшество, которое и родилось в «Артеке», – поясняет Н.А. Жокина. – В 2015 году, когда он начинал как бы вторую жизнь, школу здесь решили организовать по-новому, чтобы использовать все те возможности, которые есть благодаря месту, где располагается центр. А это значит, что во время урока ребенка не обязательно держать в школьном кабинете. Пусть он сам видит, чувствует предмет изучения. О многих исторических событиях он может узнать, побывав в Севастополе, биология засверкает перед ним всеми красками в уникальном Никитинском ботаническом саду. А какие возможности для наглядного изучения русской литературы – ведь столько знаменитых, известнейших писателей бывали в Крыму! В «Артеке» на территории лагеря «Лазурный», где и работают наши студенты, есть памятник Пушкину, здесь можно зайти в Пушкинский грот и понять, откуда берется поэтическое вдохновение…

– Но ведь и в Рязани есть свои достопримечательности, – отозвалась на это Таня Гаврикова, – есть музей, парки, уголки естественной природы, где также можно проводить школьные уроки. Так что знания, полученные в «Артеке», обязательно будем распространять и дома.

Широка страна моя родная

Я не могла не спросить об артековских детях, о специфике работы с ними, ведь питомцы наших магистранток меняются каждые 21 день.

– За пять смен передо мной прошли 122 ребенка, – говорит Валя Лапшинова. – Плохих детей нет, просто к каждому нужен свой подход. Трудными бывают обычно первые три дня, потом видишь, что мы постепенно собираемся как бы в одно целое, хотя, конечно, не все всегда проходит гладко.

Дети приезжают в «Артек» со всех концов страны, из больших городов и малых поселков. Таня, например, встретила среди них своих земляков из Шилова. Юные артековцы, как правило, народ, всем интересующийся. И это тоже отражается на работе наших студенток, которые ведут еще и профильные отряды: Ксения – туристический, Валентина – футбольный, Татьяна – отряд МЧС. Юные спасатели настолько всерьез учатся, например, ремеслу пожарных, что вожатой вместе с ними приходилось прыгать со страховкой с высоты многоэтажного дома.

– Есть такое, чего не любят ваши питомцы? – спросила я.

Ксения, смеясь, сказала:

– Тихий час. Просто терпеть его не могут. Но у нас закон: ничего не запрещать, но и никому не мешать. Пусть одни потихоньку книжку читают, а другие спят, если хочется…

Заканчивается смена, но связь детей с воспитателями не прерывается. Они связываются с ними в соцсетях, пишут им письма или передают с друзьями сердечные записочки. Многие дарят на память сувенирные магниты с обозначением родных мест, и, разложив их перед собой, наверное, нельзя не почувствовать с гордостью, какая же огромная и прекрасная у нас страна!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 19 (5529) от 09 февраля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Роскошь библиотечных будней
По определению толковых словарей «клуб» – это общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, ...
Деревня КНЯГИНЯ Путятинский район
Ольга Драган
Читайте в этом номере: