19:32 МСК
Среда
25 / 04 / 2018
307

Не вместо. Вместе!

Новая детская общественная организация делает первые, но уверенные шаги
Автор фото: Александр Королев | Не вместо. Вместе!
Фото: Александр Королев.

В регионах страны организуется Российское движение школьников. В Рязанской области его региональное отделение было учреждено 12 апреля 2016 года. О каких результатах можно говорить?

Этот вопрос я задала координатору РДШ по Рязанской области Есении Решетниковой...

– Первичные отделения РДШ, – ответила она, – сначала были созданы в 10 пилотных школах, а в марте 2018 года – уже в 230. Это более 15 тысяч участников. У нас действуют детские советы, пресс-центры. Рязанские школьники успешно участвуют во Всероссийских конкурсах: «Я познаю Россию», «РШД – территория самоуправления», «Команда РДШ», «Флагман», «На старт, эко-отряд», «Доброволец России». Они имеют возможность посещать Всероссийские детские центры «Смена», «Орленок», «Океан». В организации сложились свои традиции: празднование Дня рождения РДШ, проведение акций «Читай страна», «Сила РДШ»…

За два года – это немало и, по словам Е. Решетниковой, стало возможным благодаря накопленному опыту Рязанской региональной детской общественной организации «Лист», большую роль в развитии которой сыграл нынешний председатель Рязанского регионального отделения РДШ Сергей Хлыстов, школьных организаций, существующих в учебных заведениях, деятельности военно-патриотических клубов, волонтерского движения, лагерей актива «Рубин» и «Пламенный».

Большую заинтересованность в делах детского общественного объединения проявляет руководство области. Губернатор Николай Любимов провел несколько встреч с членами РДШ, около 100 ребят были награждены почетными знаками «Школьному активисту», «В честь 240-летия Рязанской губернии».

Есения Решетникова – сотрудник находящегося в Москве Росдетцентра, но местная, раньше была завучем Подвязьевской школы Рязанского района, трудилась в районном отделе образования и молодежной политики. Когда в начале этого года ей предложили быть региональным координатором, с радостью согласилась: ведь ей всегда нравилась работа с детьми. Вместе с добровольными помощниками она занимает один из офисов Дома общественных организаций, куда приходят посоветоваться и дети, и взрослые.

Не у всех сельских педагогов находится время, чтобы приехать к координатору в Рязань, поэтому Есения Решетникова и Сергей Хлыстов – он же директор Льговской школы Рязанского района – часто сами выезжают в районы. Вопросов, как правило, задают много.

Как в сельских районах, так и в городе самые горячие сторонники РДШ – это педагоги, прошедшие школу пионерской и комсомольской организаций. Е. Решетникова назвала их «золотым фондом».

***

Существует, однако, мнение, что многими детскими организациями, где дети учатся разумному, доброму, светлому, слишком уж управляют взрослые, которые не дают развиваться ребячьей инициативе.

Могут ли дети сами соорганизоваться? Конечно, ведь возникают же различные компании, образуются субкультуры. Правда, иногда лучше бы их и не было. Скажут: «А как же Тимур, который вон какую команду организовал?»

– Ничего подобного, – утверждает директор школы №51 г. Рязани Ольга Николаевна Маслюк, с которой мне тоже пришлось недавно говорить. – Я когда-то ездила с ребятами в город Канев, недалеко от которого погиб Аркадий Гайдар, мы беседовали с его знакомыми, товарищами по партизанскому отряду, и выяснилось: организовал команду он сам. Был и активный мальчик по имени Тимур, но главное – взрослый руководитель.

Школа №51 – у нас одна из первых пилотных школ РДШ. До этого здесь действовала детская организация «Единство», а истоком ее послужила педагогика общей заботы и содружества ленинградского ученого Игоря Петровича Иванова, которую О.Н. Маслюк исповедует с самого начала своей деятельности: «Не вместО детей надо быть, а вместЕ с ними и чуть впереди».

Проблема, где взять педагогов, которые бы умели так работать?

По мнению Е. Решетниковой, необходима целенаправленная подготовка таких кадров. Вожатых уже начали готовить на дополнительных курсах в РГУ имени С.А. Есенина. Требуется также помощь в планировании, построении воспитательной системы школы. Нужны также семинары по обмену опытом, курсы повышения квалификации для воспитателей и вожатых, поиск современных методик воспитания.

Добрый знак: заинтересованность родителей. Они откликнулись и на «Слет активных семей», и на спортивный праздник «Кислород» в 51-й школе, и на «Классные субботы» в 69-й…

Дети тоже желают двигаться вперед, легко осваивают информационно-медийное направление, активно участвуют в конкурсах.

Большая ставка делается на выявление увлечений, способностей ребят, для чего и открываются художественные, технические, спортивные центры и школы. Все это имеет огромное значение, особенно для тех, кого называют «трудными». В «опасном» возрасте ощутить, что ты признан людьми, – это может свершить почти чудо! «Наша цель – создать успех!», – сказала мне региональный координатор. Только и скажешь: «Так держать!»

Но жизнь неоднозначна. Увлекаясь одним, мы часто забываем о другом. Например, сегодня очень редко вспоминают учение Антона Семеновича Макаренко. «Литературная газета» недавно посвятила этому целую страницу, написав, какими проблемами обросло трудовое воспитание детей, как принижается значение коллектива и что немало поводов говорить, как выражался Макаренко, о «разрозненной возне с личностью». Специалисты, должно быть, обсудят эти и многие другие вопросы на встречах, посвященных исполнившемуся в этом году 130-летию со дня рождения великого педагога. Но всем нам нужно помнить его слова: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость… Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина».


Точка зрения

Виктор Гуськов,
директор рязанской школы №14 с углубленным изучением английского языка

– Мы пока не часть Российского движения школьников, и на это повлияло, наверное, прежде всего то, что в прошлом и позапрошлом учебных годах из учебного заведения выпустились очень сильные лидеры. Но обновление в школьном самоуправлении идет. В его недрах зреет очень активное поколение 7 – 8 классников, и, мне кажется, в следующем учебном году мы будем полноценными членами РДШ. Это даст нам возможность участвовать в той очень широкой сети проектов, которые оно организует и которые очень часто имеют грантовую поддержку. К тому же нашим детям, как, наверное, и всем школьникам, очень важно чувствовать себя частью того большого целого, чем уже сейчас является РДШ.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 45 (5555) от 29 марта 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Рязанские дети-сироты сделали «Шаг в будущее»

Вопросы поддержки местных инициатив обсудили на заседании Общественного совета при министерстве по делам территорий и информполитике Рязанской области

За разбойное нападение рязанцу грозит до 12 лет лишения свободы

Обмен опытом
Рязань и Сочи будут сотрудничать
Ольга Драган
Заслуженно
Корреспондент газеты «Рязанские ведомости» Валентина Севостьянова получила награду Минстроя СССР – Россевзапстроя
Вячеслав Астафьев
Читайте в этом номере: