05:56 МСК
Воскресенье
22 / 04 / 2018
270

На средства частного капитала

Деньги, полученные от продажи Аляски, были потрачены на оборудование для железной дороги от Рязани до Козлова

В марте 1865 года подписана концессия на строительство железной дороги от г. Рязани до г. Козлова. Эта железная дорога была первой в России, построенной на средства частных предпринимателей. Именно с этого строительства во второй половине XIX века началась знаменитая «железнодорожная горячка» в стране. Инициатором строительства стал сын директора Гатчинского сиротского института, талантливый предприниматель П.Г. Фон Дервиз. В 1859 году он получил концессию на строительство дороги от Москвы до Саратова через Рязань. Но собрать капитал на всю магистраль не удалось, дорогу построили только от Москвы до Рязани.

Нужда в железных дорогах в России в те годы была столь велика, что правительство предоставляло предпринимателям чрезвычайные льготы, но удачных проектов было немного. В 1863 году Фон Дервиз в первый раз ходатайствовал о постройке дороги от Рязани до Козлова (теперь г. Мичуринск Тамбовской области) на капитал английской компании «Ленга». Но правительство не устроили предложенные условия.

Через два года настойчивый предприниматель предложил учредить общество в России, привлекая средства из Англии и Германии. С этими условиями российское правительство согласилось, и в марте 1865 года концессия была учреждена, император устав новой дороги рассмотрел и подписать изволил.

Постройка была осуществлена в невиданно короткие сроки: 197 верст пути были уложены менее чем в полтора года. Причем первоначальная стоимость каждой версты дороги (67650 рублей) была не завышена, а снижена до 60534 рублей. Дорога, проложенная по направлению, в котором издавна шел гужевой путь из юго-восточных степей в Москву, быстро стала приносить растущие доходы. Доход на акционерный капитал от ее эксплуатации в 1867 году составил 6,7%, а через два года превысил 18%. Растущий российский бизнес не мог пройти мимо таких барышей – в России началась «железнодорожная лихорадка». В 1870 году из-за растущей потребности в перевозках на Рязанско-Козловской железной дороге был проложен второй путь, что позволило сильно повысить ее пропускную способность.

Об использовании «аляскинских» денег на закупку железнодорожного оборудования сообщил в одной из своих недавних публикаций директор института Российской истории РАН А.Ю. Петров. Им обнаружен в Российском государственном архиве документ, который гласит: «За уступленные Северо-Американскими Штатами Российские владения в Северной Америке поступило от означенных штатов 11 362 481 руб. 94 коп... израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 руб. 4 коп». Так что не украли деньги, полученные от продажи Аляски США. В дело пустили.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 46 (5556) от 30 марта 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Затерянная среди леса
Ольга Драган
Первая в Рязани
Печатный станок прибыл в Рязань вместе с печатниками
Читайте в этом номере: