04:38 МСК
Суббота
21 / 04 / 2018
228

Толкование или любование?

Рязанские фотографы разных поколений рассказывают о преемственности и творческих ориентирах

В музейно-выставочном центре «Фотодом» закрылась масштабная, горькая, светлая и потрясающе нежная выставка памяти Владимира Кованова. Некоторое время параллельно с этой экспозицией можно было увидеть снимки молодых фотографов из творческого объединения TiOT (The Image Of Thinking, или «Образ мышления»). Проходя мимо выверенных снимков Владимира Владимировича и его коллег, а затем мимо пестрых, нарочито простых и очень живых кадров начинающих авторов, зрители могли сделать свои выводы и найти что-то, что отзовется именно в их сердцах. Но нужно ли сравнивать творческие подходы мэтров фотографии и молодежи?



О своем видении развития фотодела, поколенческих изменениях, планах и устремлениях рассказывают авторы разного «стажа» и опыта

Сергей Романов,
член Союза фотохудожников России. Создатель и руководитель (1977 – 1990 гг., 1992 – 2003 гг.) городского фотоклуба «Ока». Председатель Рязанского отделения Союза фотохудожников России (2012 – 2018 гг.):

– Я знал Владимира Кованова с тех пор, как он в 1987 г. пришел в народный фотоклуб «Ока» при Дворце культуры профсоюзов (сейчас это Муниципальный культурный центр). Я руководил клубом 25 лет. Первыми снимками, которые принес Володя, были макрофотографии природы, но уже тогда был заметен его цепкий взгляд на вещи.

Мне кажется, мы с коллегами упустили время, когда нужно было заниматься воспитанием «смены». Мы сделали «Веревку», пытались открыть городской молодежный фотоклуб, но время ушло. У нового поколения свои нравственные ориентиры и ценности. Я знаю много талантливых ребят: Костю Сороку, Ольгу Киндинову и других, и все они ушли в другие сферы и в коммерческую съемку. Понимаю, всем хочется зарабатывать, у всех семьи, дети… Но другой творческой жизни у художника не будет!

Могу назвать пять наших «звезд первой величины»: Виктор Агеев, Евгений Каширин, Геннадий Шлоев, Игорь Евстифеев, Владимир Кованов. Многие молодые авторы снимают интересно, но фотографизма в этих работах нет. Они ориентируются на Интернет: у меня так же ярко, контрастно, красиво же! Но там очень низкая планка. Время, что ли, изменилось… Знаете, сейчас бардовской песни уже нет и не будет. Для этого нужно было жить в советское время, когда песня боролась за душу человека. Сейчас другая атмосфера, и, к сожалению, на самоотверженное творчество она не настраивает… Но все же русские люди очень талантливы. Фотохудожники, которые работают давно и много, могут дать ценные советы и направить, поэтому мы в союзе всегда рады начинающим.

Константин Сорока,
фотограф:

– Я фотографирую со старших классов школы, а работать фотографом начал на первом курсе вуза, с 2006 года. У меня много увлечений, и в фотографии я тоже стараюсь пробовать все, что хочется. Очень люблю репортажную съемку – это возможность влиться в событие, чувствовать его течение. Нравится уличная и пейзажная съемка, а вот портреты делаю редко: для меня это сложно психологически. Моя работа не связана с фотографией, я свободен в творчестве, а коммерческие съемки провожу 3-4 раза в год.

Фотографии я нигде не учился. К 2005 году я достиг некоего уровня для самого себя и понял, что нужен взгляд со стороны. Так я узнал о Рязанском отделении Союза фотохудожников России. Мои работы смотрел Сергей Романов: он посоветовал определиться с конкретными жанрами и работать в них. Несколько раз я приходил на «Веревку», где мы вывешивали свои работы и по очереди критиковали друг друга. Там было много моих друзей, с которыми мы одновременно начинали заниматься фотографией и сейчас продолжаем. Хороший формат. Я участвовал в первой отчетной выставке «Веревки», мою работу даже взяли на обложку каталога. Но мои снимки никто особо не критиковал, они просто были хорошими, и развития для себя я там не видел.

Фотограф не может быть современным или не современным. Принципы съемки за 180 лет не изменились. А зависимость мастера от трендов – это маркетинг, а не фотография, ведь Интернет лишь инструмент коммуникации и продаж. Пройдя путь в почти двести лет, фотография изменила мир, она стала в том числе прикладной. Ею зарабатывают деньги, показывают, как правильно готовить оливье, призывают ходить на выборы. А талантов не становится меньше год от года: меняется мир – меняется и творческий взгляд на него. Для меня нет разницы между идеально выверенным горным пейзажем и размазанным засвеченным кадром с тусовки, ведь оба снимка рассказывают свою историю.

Старшее поколение творцов всегда боится забвения и хочет верить в преемственность. Но смена поколений и подходов – это нормальный процесс. Я рад, что в Рязани есть куда податься молодым авторам, где перенимать опыт и заявить о себе. Спасибо за это и «Веревке», и «Фотодому», а также фотоклубу «Стиль» и его наставнику Евгению Ивановичу Иванюку. Все это очень важно.

Олег Буцкий,
руководитель фотоклуба «У истока»:

– В фотографии есть основы, которых придерживаются все, и формы подачи, которые у каждого свои. Я всегда говорю: можно быть похожими, но копировать не надо. Евгений Каширин был гением репортажной фотографии, Владимир Кованов – мастером портрета. Андрей Карев работает во многих жанрах и всегда удивляет, но, к сожалению, нечасто показывает новые снимки. Молодые авторы, увы, работают не для всех, а по большей части для своих сверстников, создавая понятные им образы. Часто они действуют шаблонно: провести съемку в модном клубе, в студии, в определенном месте… Такие ребята хотят быстрой популярности. Но лень – это враг фотографии. Нужно готовиться, чтобы создать хороший кадр, выстраивать его в голове. Члены фотоклуба «У истока» занимаются пейзажной и архитектурной съемкой, и я сам перед выездом на место неделю отслеживаю погоду и продумываю множество вещей. Современных мастеров, которые делают действительно сильные снимки, много и в России, и за рубежом. Их фотографии можно увидеть, например, на выставке международного фестиваля дикой природы «Золотая черепаха». Я занимаюсь фотографией с 2010 года и продолжаю учиться каждый день, в том числе глядя на работы профессионалов мирового уровня.

Антон Хрусталев,
фотограф-любитель, член творческого объединения TiOT:

– Когда я был маленьким, смотрел дома на старый отцовский «Зенит» и мечтал однажды зарядить его пленкой и пофотографировать. Аналоговая фотография вообще ассоциируется у меня с детством. Мы с родителями, братом и сестрой щелкали все приятные моменты на пленочные «мыльницы», ходили печатать фото, а отец какое-то время сам проявлял снимки. А с 2011-2012 годов я стал следить за работами друзей и знакомых, которые занимаются пленочной фотографией. На открытии нашей выставки в «Фотодоме» я познакомился с Сергеем Романовым и Андреем Каревым, мы услышали их мнения о своих кадрах и современной фотографии в целом. К сожалению, я еще не видел работ Сергея Михайловича, а снимки Андрея Борисовича с выставки, которыми он делился «ВКонтакте», не очень повлияли на меня и мое творчество.

В 2016 году я увидел у друга и соорганизатора выставки TiOT Антона Шульгина пленочный Olympus и загорелся. Уж очень красивые получаются кадры: по атмосфере, по цветам, а иногда пленка делает за тебя то, чего ты даже не подразумевал! Я купил «мыльницу» Kodak, потом нашел дома такой же старый семейный аппарат, которому не меньше 18 лет. Еще два подарили друзья – у них они просто «валялись без дела». А в подарок на этот Новый год я получил от друга зеркальный Olympus со встроенной оптикой и последние три месяца работаю только с ним.

Больше всего мне нравится уличная фотография. Она включает в себя все: от портретов, архитектуры и пейзажей до автомобилей, деталей ландшафта и городской среды. Моя нынешняя работа не связана с фотографией, зато имеет прямое отношение к преобразованию и созиданию, что не может не радовать! Скоро я собираюсь принять участие в коммерческом фотопроекте. Назвать конкретных авторов, на которых мне хотелось бы равняться, не могу, но мне нравятся некоторые работы участников нашего объединения TiOT, снимки в интернет-сообществе The Orlines Organization, «unknоwn», «пленка», «Кадр за кадром». Где-то интересна задумка мастера, где-то нравится ракурс или атмосфера момента, а где-то – просто красивые сочетания цветов или ландшафтов.

Для меня фотография, в первую очередь, должна нести эстетический смысл и передавать какую-то мысль, «цеплять» зрителя, вызывать эмоции – пусть и не всегда положительные. И не стоит забывать о постановке кадра, экспозиции и подборе ракурса. Я считаю, что зависеть от интернет-трендов и пытаться загнать творческое мышление в какие-то рамки – это глупо.

Познакомиться поближе с работами рязанских фотографов можно в музейно-выставочном центре «Фотодом». Приходите изучать такой разный мир фотографии и черпать вдохновение от творчества разных поколений.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 50 (5560) от 06 апреля 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Гений места
Иван Александрович Китайцев приехал однажды в Касимов и влюбился в этот город
Ирина Сизова
Скоро растает и...
Фото Владимира Проказникова, Вячеслава Астафьева и Сергея Ларина
Читайте в этом номере: