Нити Арена
11:09 МСК
Пятница
22 / 09 / 2017
2500

Старт на рязанской орбите

Кукольники из 13 городов России и зарубежья прибыли на фестиваль

Счастливого полета и мягкой посадки – таким напутствием участникам открылся XIII Международный фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины». В этом году он посвящен 50 летию полета человека в космос, поэтому «космическая» тема здесь во всем; в приветствиях и пожеланиях, символике и костюмах – традиционный Петрушка на афишах одет в скафандр, – а главное, в настроении. «Куклонавты», прибывшие на фестиваль, готовы к поиску, движению вперед, встречам с новыми планетами.

Не преминули обыграть, встречая гостей, рязанские кукольники и место действия – Театральную площадь с памятником Циолковскому. Верно подметив внешнее сходство ракеты с ярмарочным народным театром, предположили: уж не он ли подсказал основоположнику космонавтики идеальную форму космического корабля? И пусть это только веселая шутка, но шутка с намеком: значение кукольного искусства в жизни человечества трудно переоценить.

Праздничное действо на открытом воздухе продолжилось вручением «куклонавтам» «звезд» и «неприкосновенного запаса», необходимых в дальнем путешествии, поднятием флага фестиваля, запуском ракеты из воздушных шаров. С открытием участников поздравили главный режиссер Рязанского государственного областного театра кукол Валерий Шадский, который вел церемонию в костюме космонавта, заместитель Председателя регионального Правительства Татьяна Панфилова, председатель областного комитета по культуре и туризму Елена Царева.

– Космодром готов к запуску, – отметила Татьяна Панфилова, напомнив, что в рамках долгосрочной областной целевой программы в театре только что закончена часть работ по реконструкции и ремонту и зрители и гости фестиваля будут первыми, кто сможет оценить обновленные интерьеры здания.

Проводимый Рязанским театром кукол раз в два года фестиваль «Рязанские смотрины» за более чем двадцать лет существования стал своеобразной творческой мастерской, местом встречи ведущих театральных коллективов России и зарубежья, заслужил репутацию одного из самых престижных театральных форумов в стране. По признанию участников, большим плюсом является и то, что на «Смотринах» не определяют победителей – здесь царит атмосфера творческого поиска, дружелюбного общения, зрелищного театрального действа, нет придирок и агрессивной критики. Всем гостям по окончании вручается символ фестиваля – прозрачный шар с Петрушкой внутри. К тому же вход на спектакли открыт для всех желающих.

– Очень полезно наблюдать за коллегами, следить, чем живет и как развивается каждый театр, нельзя вариться в «собственном соку», – уверена Елена Иванова, художественный руководитель Ивановского областного театра кукол, приехавшего на «Рязанские смотрины» уже в третий раз. – Важно также, что мы возим на этот фестиваль молодых актеров, только начавших работать, и у них есть возможность посмотреть спектакли разных театров России и зарубежья.

На «Рязанские смотрины-2011» прибыли театральные коллективы из Санкт-Петербурга, Кемерова, Саратова, Архангельска, Челябинска и других регионов страны. Зарубежные участники – театры из Украины, Беларуси, Польши, Дании. Всего – 16 спектаклей, рассчитанных как на детскую, так и на взрослую аудиторию.

«Мы можем все то же, что и театр драмы, и кое-что еще», – говорят о себе кукольники.

– Только театр кукол обладает искусством метафоры, иносказания, – раскрывает секрет художественный руководитель Тверского государственного театра кукол Сергей Белкин. – Этого нет в других театрах. Очень важен также момент оживления неживого. У нас оживает все: и кукла, и стул, и любая другая вещь, и это всегда нравится зрителям, будит в них воображение, фантазию.

Сюжеты, знакомые каждому с детства, и полностью авторские спектакли. Пышные декорации и лаконичная простота сценической обстановки. Привычные марионетки и куклы-люди, разыгрывающие собственную жизнь, стирающие границы между драматическим и кукольным театральным искусством.

Открытием для многих стал спектакль «Потехе – час» Санкт-Петербургского театра пластики рук «HAND MADE». Руки актеров – это язык, понятный всем зрителям вне зависимости от возраста и национальности. Тикающие часы, бьющееся сердце, летящий самолет, плывущий корабль – волнообразные движения рук создают полную иллюзию движения. Множество забавных, нелепых, чуть грустных сценок актеры разыгрывают, используя лишь свое тело. Причем получается это очень правдиво и трогательно. Новыми красками заиграла сказка о «Царевиче Ване на волке Сером» в постановке Ивановского областного театра кукол: все куклы – с живыми лицами актеров, что придало традиционной истории о взрослении, сопряженном с испытаниями, особую эмоциональность. Впервые на «Смотринах» было разыграно уличное представление: Санкт-Петербургский театр имени Которого Нельзя Называть, не побоявшись проливного дождя, выступил с красочным огненным шоу «МаячЁк». Польский театр кукол из г. Белосток представил философскую притчу «Лис» – историю не то животного, не то человека, который однажды просыпается без «внутренностей», мучительно вспоминает, как же он умер, и вдруг с ужасом осознает бессмысленность и пустоту прожитой жизни. Гродненский областной театр кукол из Беларуси привез свою интерпретацию классического сюжета – «Пиковой дамы». В спектакле роли исполняют и актеры, и куклы, и от пересечения «человеческого» плана с «кукольным» история обогащается новыми смыслами.

Не менее интересные спектакли еще впереди. Торжественное закрытие фестиваля состоится в среду, 14 сентября.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 170 (3973) от 12 сентября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Тверские артисты собираются в Рязань

«Смотрины» в обновленном дворце сказок

Афиша фестиваля

Характеристика для точки
В Рязани обсуждают достижения в области нанодиагностики
Лада Петрова
Вести районов. СКОПИН.
Учащиеся и директор основной общеобразовательной школы №5 г. Скопина М. Сивцов стали участниками состоявшейся в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе военно-патриотической ...
Читайте в этом номере: