09:11 МСК
Пятница
28 / 04 / 2017
3011

Годы, проведенные в Рязани, оказались очень емкими

Наши собеседники – народная артистка России, художественный руководитель Тверского драматического театра Вера Ефремова и народный артист России Александр Чуйков

С 21 по 25 сентября 2011 года на сцене Рязанского театра драмы состоятся гастроли Тверского академического театра драмы. Это не просто дружеский визит. Это – результат взаимного желания продолжить тесные творческие и дружеские отношения между Рязанским и Тверским драматическими театрами. Более того, художественный руководитель Тверского театра, народная артистка России, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор Вера Андреевна Ефремова с 1960 по 1962 год работала очередным режиссером Рязанского театра драмы, а с 1962 по 1964 год – главным режиссером Рязанского ТЮЗа. Сегодня Вера Андреевна – значимая фигура в театральном искусстве России, а тогда, более полувека назад, в рязанском театре она делала к этому свои первые шаги.

Е.Р. – Вера Андреевна, с какими чувствами вы вновь приезжаете в Рязань?

В.Е. – Это волнительное дело, должна сказать, я к Рязани отношусь особенно тепло... Считаю, что с этим городом связано очень много хорошего в моей жизни.

Е.Р.– Расскажите, как судьба связала вас с Рязанским театром драмы, что для вас значила эта встреча?

В.Е. – В своем первом театре, в Челябинске, я проработала три года. А затем уехала в Рязанский театр, по приглашению Давида Моисеевича Манского, очень известного в те годы режиссера и руководителя театра. С его легкой руки сложилась моя театральная жизнь. По существу, годы, проведенные в Рязани, и определили все то, что дальше происходило со мной в профессии.

Четыре года в Рязани для меня во многом судьбоносные. Они оказались очень емкими. Было поставлено много интересных спектаклей, по прошествии лет смею так сказать. Это «Варвары» М.Горького, «Проводы белых ночей» В.Пановой, «День рождения Терезы» Г.Мдивани, «Якорная площадь» И.Штока, «Белеет парус одинокий» В.Катаева, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Современные ребята» М.Шатрова, «Солнечные струны» Н.Шундика, «Зеленые братцы» Д.Орлова, Л.Новогрудского. Спектакли эти пользовались успехом у зрителей, мы выезжали на гастроли в Москву и другие города России. Их приезжали смотреть авторы пьес и театральные критики, и я уверена, что интерес к моему имени возник именно тогда. Это был мой первый, ничем не заменимый опыт в профессии. Большой шаг вперед, который сформировал меня как режиссера.

В те годы в Рязанском театре драмы была стабильная труппа, опытные актеры, хорошая атмосфера... Было абсолютно так. К сожалению, Давид Моисеевич Манский по состоянию здоровья был настроен на уход из театра в конце 1962 года... Тогда мне было предложено стать главным режиссером драмы, но я посчитала, что без должного режиссерского опыта не имею права занимать эту должность. Правда, несколько позже, по настоянию руководства города, все же перешла главным режиссером в ТЮЗ Рязани, где плодотворно работала еще два года.

В Рязанской драме мне всегда было безумно интересно работать, потому что там со мной сотрудничали такие актеры, как Владимир Ерофеев, Виктор Клыков, Николай Закиев, Николай Козлов, Франк Белопольский, Анна Воронцова, Михаил Рубанов, Дмитрий Числов. С нежностью вспоминаю и начинающих молодых актеров: Володю Карповича, Ларису Голубеву, Елену Мазурову, Валеру Караваева, Юлия Малышева, Игоря Голованова.

В ту пору в театре работал очередным режиссером Владимир Владимирович Люце, ученик Мейерхольда. Это был талантливый человек, который никогда не копировал своего учителя, а применял полученные знания и навыки только сообразно своему творчеству, своей театральной природе.

Е.Р. – Расскажите немного и о своей работе в ТЮЗе.

В.Е. – Да, мой первый опыт в качестве главного режиссера – это был Рязанский ТЮЗ. После некоторых сомнений я дала свое согласие, так как предлагались очень хорошие условия: я могла пригласить в труппу молодых артистов, формировать репертуар на свое усмотрение, более того, ТЮЗ на тот момент располагался в замечательном здании, напоминающем «Малый театр в миниатюре». Планировалось, что Рязанский ТЮЗ станет в перспективе молодежным культурным центром города по аналогии с московским театром «Современник». Эта идея меня очень увлекла, и я впервые взяла на себя смелость стать главным режиссером. И мои первые шаги в этом качестве стали громадным подспорьем в постижении профессии, подарили мне ценнейший опыт. А молодежь «Современника» той поры с радостью восприняла новость, что в городе Рязани рождается – ну, скажем, брат-близнец театра. Они нас очень поддерживали. Мы вели переписку, обменивались опытом, взаимно старались не пропускать премьеры.

Е.Р. – Какие знакомства, значимые люди, события Рязани того, вашего, времени запомнились вам больше всего?

В.Е. – Первым делом – Николай Алексеевич Шундик, рязанский писатель и драматург, секретарь местной писательской организации. У нас было много добрых встреч, связанных с постановкой его пьесы «Солнечные струны».

С теплым чувством вспоминаю руководителя Рязанского хора Евгения Попова, известного и талантливого человека.

В Рязани произошла необыкновенная встреча с Валентином Петровичем Катаевым... (улыбается). Я поставила его произведение «Белеет парус одинокий», и многое при этом в нем изменила. Он обиделся, сказал даже, что не придет на премьеру. Но потом все-таки пришел, даже с сыном, и, увидев постановку, принял мои изменения. В 1964 году Рязанский ТЮЗ с успехом показал этот спектакль в Москве в Кремлевском театре.

В период постановки спектакля «Современные ребята» на гастроли в Рязань приехал Эдди Рознер, джазовый трубач, скрипач, дирижер, композитор и аранжировщик, блестящий импровизатор, один из наиболее популярных джазовых артистов в СССР. В антракте концерта я прошла за кулисы и рассказала ему о нашем новом спектакле и о том, что для этого спектакля я ищу музыку, хорошо бы джазовую, ведь герои спектакля будут играть джаз. Он меня выслушал, даже проявил интерес. А через две недели раздался звонок в дверь. Я открыла и увидела на пороге Эдди Рознера и Майю Кристалинскую. Под аккомпанемент старенького пианино они исполнили песню, которую Эдди Рознер написал специально для спектакля.

Я вообще считаю, что в провинции всегда можно встретить очень одаренных, удивительных и талантливых людей. И должна сознаться, что именно в Рязани я встретила замечательного человека и талантливого артиста, с которым, слава Богу, живу уже 47 лет. Я говорю о моем муже, народном артисте России Александре Чуйкове.

Е.Р. – Вера Андреевна, расскажите, пожалуйста, о вашей первой встрече, о первом впечатлении.

В.Е. – Первое впечатление... (Сразу видно, что Вера Андреевна вспоминает об этом с легким смущением. Говорить о личном, явно, ей не по нраву.) Я увидела очень приятного одаренного молодого человека, пришедшего в мой спектакль «Варвары» для того, чтобы заменить уволившегося артиста. Он мне показался очень интересным как актер. Передо мной предстал истинно рязанский паренек с бойким «есенинским» характером. Я действительно увлеклась Чуйковым, но только лишь как режиссер может увлечься актером на период создания спектакля в целом или конкретной роли.

Вообще, инициатор всей нашей истории только он!!! Саша очень красиво и романтично ухаживал, постоянно подтверждал свои чувства поступками. И вскоре мое увлечение актером переродилось в любовь к мужчине. Я особенно счастлива тем, что дома меня всегда встречает любящий муж, а в театре – верный единомышленник. И все это сосредоточено в одном человеке. Это Александр Чуйков, народный артист России, ведущий актер Тверского академического театра драмы, режиссер и педагог, профессор.

(Нашу беседу подхватывает Александр Александрович Чуйков).

А.Ч. – Я мечтал о театре с детства, и когда в Рязанский театр потребовался актер, не раздумывая, пошел на прослушивание, хотя имел уже профессию и работал в тресте «Рязаньстрой». Меня не остановила ни маленькая зарплата, ни отсутствие специального образования, значит, душа моя тянулась к театру!

И именно в этом театре я встретил Веру. Когда я увидел эту женщину, она стояла у окна в длинном черном платье, как Незнакомка у Блока, «дыша духами и туманами», и у меня в душе сразу что-то произошло, перещелкнуло как будто, я очень восхитился ею. И это осталось на всю жизнь!

На второй совместной репетиции мы вступили с Верой в диалог, и его я никогда не забуду. Я, тогда еще начинающий актер, играл то, что умел. Как понимал, так и играл! А она что-то долго объясняла мне, что для моего героя важнее, чем он руководствуется в своих поступках и т.д.

– Саша, ну вы понимаете, что я говорю? – спросила она.

– Вера Андреевна, я все понимаю... но сделать не смогу! (смеется.)

Я уходил за ней из театра в театр, и никогда не забуду слова своего коллеги Николая Ивановича Козлова, заслуженного артиста Рязанской драмы: «Ну, ты что, уходишь к Вере? Иди, иди, она из тебя актера сделает».

Е.Р. – Вера Андреевна упомянула, что вы коренной рязанец…

А.Ч. – Да, я коренной рязанец. Все детство, вся молодость прошли в этом городе. Рязанская земля... к ней истинная привязанность моей души. Когда начинаю вспоминать, накатываются слезы.

Е.Р. – Вернуться на родину спустя столько лет… Наверняка вы с нетерпением ждете встречи с друзьями, родными, знакомыми?

А.Ч. – Я никогда не смогу забыть всех тех людей, которые приняли огромное участие в моей судьбе, в моей театральной жизни. Это, прежде всего, Давид Моисеевич Манский и Михаил Акимович Рубанов. Но одна из самых важных встреч для меня произошла в юные годы, когда я ходил на занятия в драматическую студию Дома пионеров. Владимир Павлович Галай – руководитель этой драматической студии. Он учил меня азам актерского мастерства. Он привил мне любовь к театру.

Жду ли я встреч со знакомыми и родными? В последнее время я часто ловлю себя на мысли, что все время боюсь, что ожидания эти не оправдаются. У меня сохранилось множество телефонных номеров друзей, знакомых, близких людей... но у меня страх позвонить им... Вдруг уже кого-то нет в живых.

Не будем о грустном!

Мы приглашаем всех жителей города Рязани на спектакли Тверского академического театра драмы. И будем безмерно счастливы, если среди зрителей увидим знакомые и родные лица!

Беседу вела
Елена Рагузина

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 173 (3976) от 16 сентября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Поможем вместе
Результаты первой декады благотворительной акции
Опасные сети
14 сентября в Минске прошло заседание Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ. В числе прочего верховные блюстители закона обсудили возможность создания международного ...
Светлана Максимова
Читайте в этом номере: