Незнание и ответственность


369

Мы живем в сложном техногенном мире, и те, кто находится в менее развитых «мирах», нам завидуют. Однако за многочисленные возможности и удобства приходится платить сложностью. Даже к металлическому лому прилагаются описание устройства (по ГОСТу) и инструкция по эксплуатации, не говоря уже о более высокотехнологичных вещах. Все выучить просто невозможно, да и не обязательно, ведь есть эксперты. Они способны досконально изучить качество товара или услуги, которые вы до того приобрели за свои деньги.

Очень часто приходится слышать от продавцов, что если в товаре не замечен брак, то виноват покупатель, но Закон «О защите прав потребителей» гласит прямо противоположное. Никакой покупатель не обязан быть специалистом. Если с приобретением что-то не так, можно обратиться к экспертам, которые все изу­чат, сделают ясное описание проблемы, и, вполне возможно, откроются перспективы выигрышного суда.

Хрусталь массового поражения
На новоселье к одной из жительниц Рязани собралось много народу. Все рассаживаются за стол в большой комнате новой квартиры, и в момент произнесения тоста сорокакилограммовая хрустальная люстра срывается с потолка, со всего маху бьется об стол и разлетается красивой шрапнелью. В довершение всего замыкает электропроводку, и зона бомбардировки погружается во тьму.
Что это было? Только опытный эксперт может разобраться в этом вопросе. Хозяйка квартиры, оправившись от стресса, все-таки обратилась к лицензированным экспертам, чтобы они могли внятно объяснить инцидент. Дело оказалось не в люстре, а в крюке, на котором она висела. Он оказался пластмассовым. Вроде бы такое допускается стандартами. Но в момент передачи ключей от новой квартиры ее хозяйка получила и инструкцию по эксплуатации объекта недвижимости с указанием технических характеристик жилья, материалов постройки, допусков
и тому подобного. Кстати, невыдача такого документа – это очень грубое нарушение. В инструкции к злополучной новостройке не было сказано ничего о допустимых нормативах нагрузки на пластмассовые крючки крепления световых приборов. Кто же в этом виноват? Не жилец, который имел право купить любую люстру, и не электрики, которые вешали ту люстру, – виноват застройщик, который не предупредил о потенциальной опасности. Дело дошло до суда.
– В Законе «О защите прав потребителей» одним из самых часто применяемых является пункт 4 статьи 12-й. Там сказано, что если потребителю причинены убытки, да еще сопряженные с нравственными страданиями, и связано это с тем, что потребителя о чем-то не предупредили, то закон требует исходить из того, что у потребителя (любого) заведомо нет необходимых специальных знаний и он не способен как следует проверить качество товара или услуги в момент покупки, – говорит председатель рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов.
Судьи принимают во внимание это, если удастся доказать, что продавец фактически скрыл важную информацию, что повлекло за собой последствия. Но разбирательство было долгим. Суд, для ясности картины, назначил дополнительную экспертизу, которая показала, что пластиковый крючок над той самой люстрой был сделан в начале 90-х каким-то кооперативом и с тех самых времен лежал на оптовом складе, где ждал своего звездного часа: быть установленным в современной высотке и сломаться в подходящий момент. Кстати, эксперты выяснили, что он не мог выдержать и килограмма веса. Дело прояснилось. Истец получил солидную выплату от фирмы-застройщика за все свои убытки и страдания.

Коляска-рассыпушка
Нормально ли, когда молодой отец с ребенком, сидящим в коляске, по всем правилам переходит дорогу, и в этот самый момент из коляски высыпаются сразу три болта, после чего ребенок вылетает на проезжую часть почти под колеса автомобилей? Конечно же, нет, но именно так произошло. Отец оказался молодец, и ребенка вовремя на руки подхватил, но остался вопрос: как доказать, что те, кто делал коляску, – бракоделы? И снова помогают эксперты, на этот раз уже не строительные, а профильные инженеры, разбирающиеся много в чем, и в колясках тоже. После проведенного исследования оказалось, что инцидент был следствием не только некачественной сборки, но и многочисленных недочетов самой конструкции коляски. Все было предопределено, когда ее еще чертили. В тот раз ни магазин, ни предприятие-изготовитель не отреагировали на письменное требование компенсировать ущерб в досудебном порядке. И тогда начался суд. В ходе него назначили дополнительную и очень серьезную товароведческую экспертизу, которая выявила… еще десяток слабых мест «несчастной» коляски. Ответчик пытался отпираться, говоря, что фирма дает гарантию на все, но недостатки как раз были обнаружены во всех узлах и креплениях. Мнение независимой экспертизы стало решающим, и дело было выиграно по всем параметрам.
Аналогичный случай с детскими колясками произошел какое-то время спустя. Родители маленького ребенка нормально эксплуатировали коляску, но при этом пришли к выводу: что-то с ней не то. Обратились к экспертам. Оказалось, что «пол» коляски должен, по стандартам, быть сделан из теплоизолирующего материала, дерева или фанеры. Но он представлял собой примитивный алюминиевый лист. ГОСТ это строго запрещает. В той ситуации завод-изготовитель сразу же пошел на мировую и до суда дело доводить не стал, выплатив стоимость коляски.

Титан ломается
Рязанец шел по дороге, поскользнулся, сломал ногу и попал в больницу. Там ему для лучшего сращивания наложили не только гипс снаружи, но и вставили титановую пластину внутри. И когда все стало заживать, пациент начал расхаживать ногу, готовясь к извлечению пластины. Тут титановый брусок и лопнул, раскрошив кость и превратив человека в инвалида. С этого начался путь в поисках правды и справедливости. Предварительная экспертиза показала, что пластина лопнула, потому что она и не могла выдержать вес человека, стоящего на одной ноге. Начался суд, который постановил провести повторную металловедческую экспертизу. С предприятия-изготовителя затребовали пластину для сравнения, и она оказалась в два раза прочнее, чем поставленная ранее, хотя клейма совпадали полностью. По словам Олега Попова, предприятие, изготовившее обе пластины, расположено в Казани, и это не первый случай, когда его пластины приводят пациентов к травмам. Ассоциация защиты прав потребителей просит откликнуться тех, кто стал жертвой казанских титановых пластин, поскольку судебные перспективы этих дел позволяют добиться пожизненного денежного содержания для тех, кто стал инвалидом из-за ломающегося титана.


Кстати
Наступает период временного отключения всех видов водоснабжения в многоквартирных домах в целях профилактических работ. В связи с этим у жильцов возникает множество вопросов относительно того, за какие виды ремонта коммуникаций владельцы квартир обязаны платить, а за какие нет. В частности, речь идет о замене стояков и систем полотенцесушителей. С точки зрения закона о защите прав потребителей и утвержденных правительством правил эксплуатации, любые работы на стояках и полотенцесушителях, в том числе их полная замена, являются актом текущего ремонта, и за него уже уплачено по графе «за содержание жилья», которую можно обнаружить в ежемесячных квитанциях и счетах. А потому, если управляющая организация требует денег за такие работы, смело обращайтесь в госжилинспекцию и прокуратуру. Если не реагировать на факты воровства в системе ЖКХ, то она никогда не изменится к лучшему.


Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова