07:29 МСК
Среда
30 / 09 / 2020
2111

«Киса и Ося здесь были»

Первые наскальные рисунки, выполненные древним человеком, появились несколько миллионов лет назад. Какая древность, сколько воды утекло с тех пор, как изменился мир, каких только средств для самовыражения не было создано! Уже прошло почти две тысячи лет после того, как была изобретена бумага. Сегодня, чтобы «увековечить» себя, не нужна и она – информационный век принес свои технологии. Однако первобытная привычка, а может быть, потребность, нацарапать что-то на вертикальной поверхности осталась и у современного хомо сапиенс.

Многочисленные надписи на фасадах зданий, заборах, гаражах, трансформаторных будках и т.д. – на мой взгляд, прелюбопытный предмет для изучения. Историки и археологи предполагают, что пещерные послания древних сообщают нам о самом главном в жизни наших предков, то, чем буквально жили и дышали первые люди. Охота, животный мир, отношения с собратьями, ритуальные действия и представления об окружающем мире – вот перечень их главных тем. А если с этой точки зрения посмотреть на сегодняшнее «наскальное» творчество? Что расскажет оно о нас людям будущего, если предположить, что, как в каком-нибудь кинофильме-катастрофе: «шел 100125 год, земляне давно стали марсианами»?

Не знаю, что двигало первобытными людьми, когда они выцарапывали своих мамонтов и быков, но подавляющее большинство наших посланий в будущее носит исключительно утилитарный, даже прагматичный характер. Мы либо сообщаем конкретному человеку о своем отношении к нему, либо продаем (увы, последнее относится к болезни современного общества – спайсам). Впрочем, далекие потомки могут предположить, что живущие в XXI веке были чрезвычайно любвеобильными людьми и постоянно пребывали в дурманящем эфире. Кстати, мода на огромные надписи во весь фасад типа «Оля! Я тебя люблю!» или «Маша! Прости меня!» появилась у нас сравнительно недавно. Поначалу подобное выражение чувств удивляло силой эмоций. Увидишь такое признание в любви или просьбу о прощении, и подумаешь, надо же, как человек переживает… Сегодня бесконечное тиражирование чьего-то когда-то искреннего порыва, невозможности иначе донести до близкого свое отношение, убедить в правдивости чувств вызывает раздражение и сожаление об испорченном заборе или доме.

Несмотря на целевое значение наших фасадных сообщений, нет сомнений в том, что люди информационного века крайне эмоциональны. Чего только стоят сакральные трех – и пятибуквенные «царапки». Вот только представьте, что должно происходить с человеком, чтобы он взял мелок, или, что еще хуже для фасада, гвоздь, подошел к совершенно чистой стене и вывел одно из экспрессивных выражений, которое, видимо, уже не было сил носить в себе…

Однако среди вырвавшихся от безысходности посланий есть просто замечательные. Одно из них много лет украшает опору пешеходного моста через железнодорожные пути на станции «Лесок». Синей масляной краской там написано: «Эх, Ирка!». Так и вижу человека с баночкой краски и кисточкой в руке, выводящей печатными буквами наискосок по столбу то, что так и не смог сказать. Мол, пойдет дорогая утром на электричку, прочтет и все поймет. Судя по тому, что пешеходный мост за последние годы несколько раз обновлялся, подкрашивался, а надпись осталась, она нравится не только мне, но и железнодорожникам.

Настоящий шедевр настенного творчества я обнаружила буквально на днях на детской площадке у себя во дворе. На боковой поверхности новенькой, ярко-желтого цвета горки аккуратным почерком выведено: «Пролегомены к закату метанарраций. Мы живем в эпоху метафизики отсутствия». У кого-нибудь есть вопросы? Вот такие философы катаются нынче с горок.

Изображение свастики, бранные слова, прочая гадость – этого тоже немало на стенах и ограждениях. И вправду, задумаешься и о закате большой истории, и о постмодернистских настроениях…

Зачем все эти надписи, почему они появляются? Ведь очевидно, что они совсем не украшают город, не делают жизнь в нем комфортнее и приятнее. Наверное, при всем обилии средств коммуникаций сегодня людям, как никогда, трудно услышать друг друга, и этот внутренний диссонанс, как аллергическая реакция, проявляется на лице большого города.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 209 (4757) от 08 ноября 2014 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Высокая планка
Желающих служить на страже порядка стало больше
Светлана Максимова
Огонь, вода и сухая трава
стали источниками происшествий этой осенью
Марина Шерфединова
Читайте в этом номере: