13:08 МСК
Понедельник
24 / 06 / 2019
362

Психологическое сопровождение

Опыт свидетельствует: Оно необходимо в разных сферах. а потому надо больше «зоркости сердца» и – рабочих ставок
Автор фото: Дмитрий Осинин | Психологическое сопровождение
Фото: Дмитрий Осинин.

В этом году в сентябре исполняется десятилетие созданному в РГУ имени С.А. Есенина Институту психологии, педагогики и социальной работы. Корреспондент газеты встретился с директором этого образовательно-научного подразделения вуза, доктором педагогических наук Ларисой Анатольевной Байковой и заведующей кафедрой общей психологии, кандидатом психологических наук Натальей Викторовной Евтешиной, чтобы задать интересующие его вопросы. И прежде всего – чем вызвано было появление в университете «психологического» института?

Л.Б. – В 90-е годы очень активно развивалось движение педагогов-новаторов. И они, и вся общественность осознали, что для лучшей адаптации детей к жизни, личностного и профессионального самоопределения очень часто требуется помощь психолога. Начали создаваться различные центры – развития, психологического сопровождения, развернулась базовая подготовка психологов или переподготовка в этом направлении педагогов. С 1999 года на факультете педагогики и психологии, кроме учителей начальных классов и организаторов-методистов дошкольного воспитания, началась подготовка педагогов-психологов, психологов, преподавателей психологии. Дальнейшее развитие факультета привело к открытию на его базе в 2008 году института, многопрофильного подразделения университета, осуществляющего подготовку специалистов по пяти направлениям, восьми профилям бакалавриата, пяти программам магистратуры, двум программам аспирантуры. Психолого-педагогическое направление готовит педагогов-психологов (бакалавров и магистров) для работы с детьми разного возраста в образовательных организациях и развивающих центрах. Несколько дней назад мы уже в пятый раз вручали нашим студентам дипломы магистров. Конкурс на магистерские программы всегда большой. Поступают в магистратуру не только бакалавры, имеющие базовое психологическое образование, но и специалисты-практики, которым необходимо магистерское образование, расширяющее спектр профессиональных психологических компетенций. В их числе, например, завучи школ, что нас очень радует.

Н.Е. – Помимо подготовки педагогов-психологов, кафедра выпускает бакалавров по направлению «Психология». РГУ имени С.А. Есенина – единственный в регионе вуз, осуществляющий подготовку кадров по этому направлению. Наши выпускники востребованы в различных социальных сферах, поэтому мы сотрудничаем с широким кругом министерств и ведомств. Психологическое сопровождение требуется для работы в образовательных, социальных, культурных организациях, силовых структурах, коммерческих и некоммерческих организациях, в отделах кадров на производственных предприятиях.

Р.В. – В последнее время, к сожалению, очень часто слышишь о психологах, спешащих к месту аварий или катастроф…

Л.Б. – Наталья Викторовна имела опыт работы по психологическому сопровождению детей из города Беслан. Насколько я знаю, некоторые дети до сих пор пишут ей.

Р.В. – Наталья Викторовна, как обычно действуют в кризисных ситуациях?

Н.Е.– Пострадавшим оказывается в первую очередь медицинская помощь, затем социальная и психологическая. Как правило, специализированная психологическая помощь требуется позже. В первые минуты трагедии важно находиться рядом с пострадавшими, их родственниками.

Р.В. – Кризисные психологи всему научены, это – железный народ? Им ничего не может мешать?

Н.Е.– Они такие же люди, как и все. И если кто-то из них сам оказался в трудной жизненной ситуации, то ему бывает сложно оказывать квалифицированную помощь. На этот случай нужно обращаться к супервизору (специально подготовленный психотерапевт – Р.В.).

Р.В. – Сейчас у педагогов, психологов в ходу выражение «сетевая угроза». Все мы знаем, что это означает и обычная в данном случае рекомендация родителям, чтобы они активно участвовали в виртуальной жизни детей: то есть смотрели, что ребята видят на экране, с кем переписываются и прочее. Невольно вспоминается, как поэт Анатолий Мариенгоф (друг Есенина) после гибели сына-подростка призывал родителей: читайте дневники своих детей, письма, записочки, прислушивайтесь к их телефонным разговорам… Но ведь совсем недавно мы ратовали за бережное, тактичное отношение к внутреннему миру юного человека. Получается, что технический прогресс свел на нет один из важных педагогических принципов?

Л.Б.– У каждой матери обычно ярко проявляется эмпатия – это способность чувствовать своего ребенка. Необязательно читать дневник. Даже по незаметным для других признакам мама может увидеть в поведении, выражении лица, интонации голоса своего сына или дочери какие-то изменения и ощутить: здесь что-то неладно. Это, наверное, не столько психология, сколько любовь… Ведь как говорят? Зорко только сердце… Значит, надо улучить, выбрать подходящую минутку и поговорить с ребенком. Но, к сожалению, сегодня главная проблема семьи – нехватка времени для общения. И может сложиться ситуация: у подростка и отношения со сверстниками не ладятся, и с родителями контакта нет. Поэтому он погружается в виртуальную жизнь, принимая ее иногда за реальную. Здесь действительно до беды недалеко.

Р.В. – Что же вы предлагаете?

Л.Б. – Мы не только предлагаем, но и делаем: организуем психологическое просвещение. И в первую очередь – родителей. Потому что культура общения в семье – это очень веажно: общения родителей между собой, с детьми… С другой стороны, профессиональный стандарт педагога требует от современного воспитателя, учителя и преподавателя владения психологическими компетенциями…

Р.В. – Достаточно ли сегодня психологов в школах? Насколько хорошо налажена психологическая служба?

Н.Е. – В нашем регионе ощущается дефицит ставок педагогов-психологов, следствием чего является их перегруженность в тех образовательных учреждениях, где они есть. Четкие нормы нагрузки этих специалистов пока отсутствуют, а работы (в связи с сопровождением инклюзивного образования, профилактики кризисных ситуаций) прибавляется. Наши выпускники работают как в областном центре, так и в районах, где дефицит школьных психологов особенно чувствуется.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 33 (5543) от 07 марта 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Никто, кроме них

Звезды походов

Курсант из Рязани Анастасия Терешина завоевала титул вице-мисс конкурса «Краса ВДВ-2018»

«Своя позиция» школьных лидеров
Подведены итоги городского конкурса органов ученического самоуправления
Иван Попов
Без рязанцев не обошлось
В Москве, в Союзе научных инженерных общественных объединений, вручили награды лауреатам XVIII Всероссийского конкурса «Инженер года – 2017»
Вячеслав Астафьев
Читайте в этом номере: