06:56 МСК
Вторник
16 / 07 / 2019
360

Летит по ветру песнь…

Нынешний год – юбилейный для многих поэм Сергея Есенина
Фото Людмилы Ивановой
Фото Людмилы Ивановой

Максим Скороходов – ученый секретарь Есенинской группы ИМЛИ РАН, кандидат филологических наук, лауреат премии правительства Рязанской области имени С.А. Есенина в области литературы и искусства. Недавно он отметил юбилей. Максим Владимирович не раз выступал на страницах нашей газеты с интересными публикациями по есенинской тематике. Мы от имени рязанских есениноведов, почитателей есенинского творчества поздравляем его с юбилеем. А читателям предлагаем новое эссе Максима Скороходова. Оно – о произведениях поэта, перешагнувших в этом году столетний рубеж.

Поля моей памяти

Константиново притягательно в любое время года. Это село – место, куда неудержимо стремится каждая русская душа. Вдохнешь там чистого воздуха, полюбуешься с высокого берега Оки на бескрайние просторы, поклонишься родовой есенинской усадьбе – и можно опять возвращаться к обыденным делам, сохраняя мечту вновь очутиться в этом благословенном краю.

…В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.

Сюда Сергей Есенин возвращался после дальних путешествий, сюда привозил своих друзей, здесь обсуждал с односельчанами, «куда несет нас рок событий». Чем мог, помогал и Лидии Кашиной, сумев спасти ее усадьбу от полного разорения, и крестьянам, которые однажды захватили проплывавшую мимо баржу, и конечно, родным, восстанавливая сгоревший родительский дом и активно участвуя в судьбе сестер.

Все чаще Константиново становится местом притяжения исследователей и туристов со всего мира. Суть России – ширь ее полей, просторы заливных лугов, теряющиеся за линией горизонта бескрайние леса, петляющие в лугах и легко меняющие свои русла реки – проста и чиста здесь, на окском берегу. В этом основа есенинского творчества, всенародной к нему любви и его всемирной известности.

Однажды меня пригласили в Киргизию председателем жюри конкурса школьных сочинений о Есенине. Тексты детей и подростков из среднеазиатского государства в очередной раз убедили: люди, в России никогда не бывавшие, знакомятся с ней и влюбляются в нее именно через Есенина, через его лирику и образы. Этому содействуют и международные выставочные проекты Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. Замечательно, что рязанские просторы, по которым поэт гулял с раннего детства и от которых не мог оторваться в зрелом возрасте, стали теперь «Есенинской Русью» – самым большим в России достопримечательным местом. Два слова, но как много они объемлют! Это и «Русь», и «Русь советская», и «Русь бесприютная», и «Русь уходящая». Это не просто названия маленьких поэм – это сформированное Есениным поэтическое пространство, которое мы, сохраняя, можем представить как прообраз исторической и будущей России. Есенин видел свою родину многообразной, основанной на традициях, творческом преломлении многовековой христианской культуры, индивидуальном осмыслении западной и восточной цивилизаций.

Буйство и любовь

В написанной летом 1917 года в Константинове маленькой поэме «Отчарь» возникает и «буйственная Русь». Этот уникальный образ многое говорит не только о Есенине как поэте и творческой личности, для которой важны образы героев – Евпатия Коловрата, Василия Буслаева, Степана Разина, Емельяна Пугачева, но и о той Руси, которую воспел он в своих произведениях. Здесь глубина осмысления и истории, и революционных событий, и прозрения будущего:

Дрогнул лес зеленый,
Закипел родник.
Здравствуй, обновленный
Отчарь мой, мужик!

Обновление, по Есенину, не может оборачиваться разрушением. А преобладающей остается созидательная сила народа, его жизне­творческая энергия, мирный труд пахаря-труженика, ратные подвиги воина-защитника. И важна самоценность человеческой личности. Есенин, прошедший санитаром Первую мировую войну, прекрасно понимал это. О периоде его военной службы известно немного, но мы знаем о многочисленных поездках полевого военно-санитарного поезда к линии фронта, откуда забирали раненых, изувеченных, умирающих. Многих не удавалось спасти, они в муках погибали в пути. Можно только догадываться, насколько тяжело было молодому поэту в эти дни. Его «Анна Снегина» – не только о современности, это и провидение всего XX века, самого кровавого в русской и мировой истории.

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек.
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!..

«Анна Снегина» – антивоенная, жизнеутверждающая поэма. И все есенинское творчество, зародившееся в Константинове и Спас-Клепиках, окрепшее в Москве, Петербурге, в ближних и дальних странствиях, – жизнеутверждающее.

Этот год – юбилейный для многих есенинских произведений, в которых он осмысливает быстротечное время, стремится постичь глубинные процессы, связать происходящие на его глазах революционные потрясения со своим видением истории и возрастающей роли Руси в процессах мирового масштаба. «Инония», «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»… В последней из названных маленьких поэм возникает образ «отчалившей Руси», к которой обращены слова:

Лети, лети, не бейся,
Всему есть час и брег.
Ветра стекают в песню,
А песня канет в век.

Но есенинская песня, пропитанная неукротимыми ветрами Константинова, не канет в век, а будет вдохновлять нас на вдумчивое постижение Руси.

Максим Скороходов

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 66 (5576) от 11 мая 2018 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Рязанцы станут гостями и участниками международного фестиваля искусства и архитектуры в Калужской области

Фотохудожник Анатолий Есин подарил рязанцам выставку черно-белых натюрмортов

«Маэстро приглашает!» рязанцев на концерт

За примерную храбрость
П.Н. Худеков верно служил Отчизне и обществу
Ирина Сизова
Ищу маму
Читайте в этом номере: