Оператор наделен статусом


39

В области начинает работать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами

Мусор в России – экологическая проблема. В области создается новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Сегодня мы продолжаем разговор с генеральным директором ООО «Эко-Пронск» – региональным оператором на территории Рязанской области Валерием Матюхиным о текущей деятельности и задачах на будущее.

Р.В. – Валерий Владимирович, в редакцию поступает много вопросов о том, когда же начнет действовать региональный оператор по отходам в нашей области, как конкретно будут заключаться с ним договоры, какой будет тариф на вывоз мусора и множество других. Что Вы можете сказать по этому поводу?

В.М. – Ранее я постарался достаточно подробно рассказать о новой системе обращения с отходами, о том, что представляет собой региональный оператор, каковы его функции и взаимоотношения с образователями отходов, а также с организациями, участвующими во всей цепочке обращения отходов, с органами власти. С самого начала даже мы не знали ответы на все вопросы.

Р.В. – Самый, пожалуй, частый вопрос – когда практически начнет действовать региональный оператор по отходам в нашей области?

В.М. – Региональный оператор по обращению с отходами начнет действовать, в первую очередь, тогда, когда будут заключены договоры на оказание услуги по обращению с отходами со всеми юридическими и физическими лицами. Но чтобы заключить эти договоры, необходимо знать, по какой цене региональный оператор будет забирать эти отходы от отходообразователей. То есть, нужен тариф как для населения, так и для юридических лиц.
Установление тарифов на ту или иную деятельность – полномочия Главного управления «Региональная энергетическая комиссия Рязанской области» (ГУ РЭК). Эта организация, исходя из реальных затрат регионального оператора, обоснованных расходов на сбор, транспортирование, обработку, захоронение отходов и общего объема их образования, и будет устанавливать тариф за единицу веса или объема отходов. Именно на объективном подходе к определению всех затрат и расходов на всем пути движения отходов мы и сосредоточили нашу деятельность на начальном этапе.
Сразу после заключения Соглашения с уполномоченным органом – министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, мы направили в администрации муниципальных районов и городских округов запросы о представлении информации, необходимой для подготовки документации для объявления торгов в целях определения перевозчиков отходов, а также для определения круга физических и юридических лиц, с которыми нам предстоит заключить договоры. Была проведена серия совещаний с управляющими компаниями города Рязани, с заместителями глав администраций всех муниципальных районов и городских округов области, собственниками и арендаторами объектов по захоронению отходов, перевозчиками. К сожалению, не все главы администраций и их подчиненные добросовестно подошли к ответам на наши запросы.
Другая важная проблема – полнота и достоверность данных, представленных в Территориальной схеме обращения с отходами. Эта схема, согласно федеральному законодательству, – основной и исчерпывающий документ, которым должен руководствоваться региональный оператор в своей деятельности. Территориальная схема должна содержать объективную информацию об источниках образования отходов, их объеме, местах накопления, потоках движения, объектах обработки, утилизации и захоронения. Кроме того, схема должна предполагать такое важное понятие, как «баланс отходов». Это означает, что количество образованных на определенной территории отходов должно соответствовать количеству отходов, направленных на дальнейшие этапы переработки и захоронение.
К сожалению, действующая редакция Территориальной схемы отличается крайне низкой информативностью, в результате чего региональный оператор вынужден был прибегнуть к различным путям и методам поиска информации, необходимой для проведения конкурсных процедур и заключения договоров.
Тем не менее, 29 апреля на официальном сайте ЕИС нами были опубликованы извещение и документация о проведении электронных аукционов по определению перевозчиков отходов по 3-м лотам, на которые, согласно действующему законодательству, была разбита зона деятельности регионального оператора, включающая, собственно, всю территорию Рязанской области.

Р.В. – Последний аукцион должен состояться 14 июня. Каковы ваши дальнейшие действия?

В.М. – После того, как будет отторгована цена перевозки по всей зоне деятельности регионального оператора, в течение двух недель мы должны заключить контракты на транспортирование отходов с победителями по соответствующим лотам. Параллельно мы ведем работу по заключению договоров с собственниками или арендаторами объектов по обработке, утилизации и захоронению отходов и имеющих при этом соответствующую лицензию.
Также подсчитываются и собственные расходы регионального оператора, необходимые для осуществления его эффективной деятельности, расходы на уплату налогов и других обязательных платежей.
Только после того, как региональный оператор будет иметь полную картину расходов по всему циклу обращения отходов, он обращается в ГУ РЭК за получением единого тарифа.
С момента опубликования постановления ГУ РЭК об утверждении единого тарифа на услугу по обращению с ТКО региональный оператор приступает к заключению договоров со всеми потребителями услуги по обращению с ТКО (отходообразователями) и, соответственно, к оказанию услуг. Ранее июля это не произойдет.
Как видите, работа достаточно кропотливая и регламентированная на всех ее этапах, как по форме, так и по времени. Волевым усилием сократить сроки ни у кого не получится. И я считаю, что региональный оператор делает сейчас все возможное, чтобы наверстать когда-то упущенные по разным причинам сроки начала своей деятельности в полном объеме.