От букваря до электронного учебника

В Общественной палате РФ обсудили роль учебника в современном образовании

В Общественной палате РФ состоялась экспертная сессия «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика». Организаторами выступили Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования и Институт стратегии развития образования Российской академии образования.

Дискуссия прошла в рамках экспертной сессии «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика». Ее участниками выступили журналист, член центрального совета Российского военно-исторического общества Армен Гаспарян, научный директор Российского военно-исторического общества, заведующий Центром истории войн и геополитики Института всеобщей истории Российской академии наук Михаил Мягков, заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Юлия Захир, заведующая центром филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ирина Добротина, заведующая центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Наталья Виноградова, заведующая центром социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Анна Лазебникова, ведущие научные сотрудники Института стратегии развития образования Российской академии образования Людмила Алексашкина и другие.
Эксперты подискутировали о роли учебника и учебно-методических комплектов в моделировании современной информационно-образовательной среды. Сделать российское образование конкурентоспособным на мировой арене можно исключительно при желании и участии самих обучающихся – к такому выводу пришли участники обсуждения. Для этого необходимо интегрировать в образовательный процесс новые методы и технологии, повышать мотивацию к обучению и вовлеченность. Учебник же был и остается центральным элементом этого процесса, однако он должен соответствовать изменяющимся запросам и педагогов, и школьников.
Учебник должен, в первую очередь, мотивировать познание, показывать путь к знаниям. Сделать это путь интересным и увлекательным – это большая задача учебника. Такими словами напутствовали присутствующих ведущие пленарной сессии – первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ Людмила Дудова и директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», член-корреспондент РАО, профессор, доктор философских наук Светлана Иванова.
«Я бы хотела сделать эпиграфом нашей экспертной сессии в Общественной палате слова великолепного философа Умберто Эко: «Не надейтесь избавиться от книг», – отметила Светлана Иванова.
Одна из самых обсуждаемых тем в области образования сегодня – цифровизация, переход на электронный контент. «Я часто слышу: «Учебник уже не нужен. Всю информацию можно найти в Интернете». Как говорят дети: «Погуглил и все нашел»… Учебник нужен как верное, систематизированное изложение предметного материала, в Интернете ли он будет или где-то еще – инструмент должен быть систематизированным», – полагает научный руководитель центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Виктор Болотов.
Своим мнением поделились представители ведущих российских издательств учебной литературы.
Группа компаний «Просвещение» сегодня – это многопрофильная компания, вышедшая за рамки издательской деятельности и развивающаяся как образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, организациям школьного и дошкольного образования комплексный образовательный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование для образовательного процесса, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов и многое другое.
По итогам работы круглого стола на тему «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика» были сформулированы рекомендации, в которых отмечена необходимость проведения исследований по ряду фундаментальных научных проблем, среди которых: соотношение различных способов представления информации в современном школьном учебнике; синергетика фундаментальной науки и учительской практики в современном учебнике; место и роль учебника как базового компонента учебно-методического комплекса в моделировании современной информационно-образовательной среды; проблема педагогической экспертизы современного учебника; функция электронного учебника в современном образовательном процессе; отражение истории страны в школьном учебнике истории и др.


Точка зрения

Юлия Захир, заместитель главного редактора издательства «Просвещение»:

– Наверное, одна из самых сложных задач издателей учебной литературы – найти баланс между глубиной содержания и простотой формы, учесть и последние достижения науки, психологические, возрастные особенности современных детей. Если этот баланс найден, учителю легко и приятно работать с учебниками, проще добиваться высоких образовательных результатов. Создание учебников – это совместный труд ученых-предметников, психологов, редакторов, методистов. Если нам вместе удается добиться сочетания доступности, простоты и в то же время глубины научного содержания, фундаментальная наука становится неотъемлемой спутницей учительской практики.


Автор Ирина Сизова
Фото Владимира Проказникова