Пиши – читай

Между писателями и читателями стоят издатели и продавцы книг. Как объединить их усилия?

У меня на столе – стопка из восьми книг, изданных в этом году в Рязани. Их общий тираж – 4870 экземпляров, причем 4000 приходятся на три названия, одна книжка вышла в количестве 500 экземпляров, остальные четыре издания выпущены тиражом меньше 100 штук. Это значит, их не просто невозможно купить, даже увидеть негде, а прочитают единицы. В числе изданных три художественные книги, три научные, две научно-популярные. В их производстве приняли участие пять рязанских издательств.

Эти цифры заставляют задуматься о том, как развивается издательский бизнес на рязанской земле. Причудливо развивается: он вроде бы есть, а книг «с рязанской пропиской» в магазинах, киосках «Роспечати», музеях, туристических центрах почти нет.
На недавнем международном фестивале «Читающий мир», с большим энтузиазмом организованном и проведенном в Рязанской областной библиотеке имени Горького, были представлены
32 рязанских издательства. Обрадовалась я тому, как их много. А потом прочитала повнимательнее список и поняла, что большинство из 32 участников – не издательства, а издающие организации. Для них производство книг – не главный вид деятельности. Книжных издательств – меньше десяти.
При этом мы живем в счастливое время, когда любой человек может издать книгу. Лишь бы у него были деньги и рукопись. Книгоиздание сегодня – сугубо частный бизнес. Книг в Рязани выходит не один десяток в год. Нам в редакции газеты это особенно хорошо известно потому, что авторы сообщают нам о выходе своих произведений. Довольно часто сообщают.
В Рязанской областной библиотеке имени Горького, на заседаниях общественного совета, ежегодно обсуждаются итоги участия области в национальной книжной выставке-ярмарке «Красная площадь». Наш регион там обычно представляет библиотека. Рязанские книги пользуются спросом, находят своего читателя и покупателя. Почти все, что представлено на стендах, продается. Но посетители ярмарки оставляют и свои пожелания. Какие рязанские книги они хотят читать? Разные. Книги рязанских писателей и поэтов. Путеводители. Книги о рязанской истории и топонимике. Издания об уроженцах Рязанской области, о рязанских городах и поселках.
Откуда, вы спросите, такой интерес у столичных жителей к рязанскому прошлому и настоящему? Все очень просто: в Москве проживает полмиллиона наших земляков, а москвичей с рязанскими корнями – не один миллион. Они хотят читать о своей малой родине, интересуются своими родословными, происхождением знакомых названий, творчеством рязанских писателей. Это так понятно. Только предложить им мы можем довольно скудный выбор краеведческой, исторической, научно-популярной литературы.
Почему так происходит? Наверное, потому что у нас нет координирующего, организующего центра, мотивирующего издание такой литературы. Те, кто помнит советское прошлое, назовут управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Теперь нет такого комитета, и никакого другого совета, союза, ассоциации, объединяющих заинтересованность писателей, издателей и торговцев книжной продукцией, тоже нет.
– Это же прекрасно! – воскликнет либерально мыслящая интеллигенция. – У нас есть свобода творчества, предприимчивость, частная конкуренция на рынке.
Все это у нас есть. Только вот нужной читателю литературы нет. На той же книжной ярмарке «Читающий мир» мы видим, какие замечательные книжные серии и отдельные издания выходят в Ярославле, Орле, Вологде, Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге, Кирове, Якутии, Южно-Сахалинске… Список можно продолжать. Это значит, придуман и используется какой-то механизм поощрения подобных изданий. У нас он пока не придуман. Или я ошибаюсь? В поисках ответа на мой вопрос я отправилась к компетентным людям.

Писатель

Первый мой собеседник, известный в Рязани и за ее пределами писатель, автор ряда краеведческих и поэтических, художественных и научно-популярных книг, лауреат нескольких литературных премий Александр Потапов.
Александр Николаевич довольно активно издает свои книги, и не только в Рязани. У него есть опыт сотрудничества с разными издательствами, значит, есть и собственное мнение по этому поводу. Вот что выяснилось в нашем разговоре.
Большинство издателей сегодня не ищет своего автора, а ждет, когда он придет с рукописью и деньгами. Готовы издать любой тираж за твои деньги. Поиски спонсора (или мецената) сегодня самое сложное для писателя дело. Мало кто из денежных людей понимает, сколько стоит издать книгу и что такое хорошая книга. И практически никто не рассчитывает извлечь из издания книги доход. Отсюда и отношение к финансированию издания как к пустой трате денег.
У Александра Потапова есть опыт работы на заказ, когда он писал книгу по договору с муниципалитетом. Они сами искали деньги на издание и сами занимались распространением тиража, но не продажей его, конечно. Автору при этом выплачивался гонорар.
Когда сейчас говорят о необходимости государственного финансирования издания социально значимой литературы, не представляют себе особенностей бюджетного процесса. Если книга издана на деньги бюджета, она не может быть продана. Ее могут только подарить или передать в библиотеки. До магазина она никогда не дойдет. Муниципалитет и муниципальное учреждение (музей, например) не имеют права и средств, чтобы приобрести книгу у автора. Сделать это можно только на деньги дарителя.
Есть у Александра Николаевича и опыт сотрудничества с издательством по его, издателя, инициативе. Это когда издатель находит деньги на производство книги и сам занимается реализацией тиража. Такие издательства есть и в Рязани. У них есть опыт работы, приличный объем заказов, возможность маневрировать средствами и сеть для реализации. Но таких бизнесменов в Рязани 2-3, в других регионах – побольше. Вопрос в том, как на них выйти. Вот, книжные ярмарки помогают.
Александр Николаевич считает, что нужен союз книгоиздателей и распространителей литературы, который мог бы привлекать авторов к отдельным проектам и занимался бы реализацией книг в регионе и за его пределами.

Издатель

Константин Ситников – это «Издатель Ситников», работающий в издательском бизнесе примерно 10 лет. Его книги хорошо известны потому, что хорошо изданы. У издательства есть свой сайт, через который его нетрудно найти. Но мы говорили о проблемах. Издательская деятельность Константина Ситникова сегодня – это 3-4 проекта в год. Прямо скажем, немного. Сейчас не лучшее время для издательского бизнеса. Авторы сами приходят к издателю, как правило, с своими деньгами. Реализацией тиража тоже занимаются сами. Издатель готов помочь им лишь отчасти, при случае. Есть контакты с небольшими книжными магазинами в Москве, есть опыт продажи книг через Интернет. И, конечно, книжные ярмарки, подобные рязанской, – большая помощь в реализации книг издательства. Никаких дополнительных расходов они не требуют, и книги продаются на них по минимально возможным ценам.
Я спрашиваю Константина Николаевича об ассоциации издателей. Как ему эта идея? В ответ энтузиазма не слышу: «Мы же конкуренты друг другу, потому нам трудно объединиться».
К тому же и полиграфическая база в регионе мало соответствует современным требованиям. А они сегодня к книжному изданию высоки, как никогда. Если бы видели, какие красивые, искусные, безупречные по полиграфическому исполнению книги привозят в Рязань из других российских регионов. У нас ничего подобного сделать невозможно. И рязанские издатели нередко печатают книги рязанских авторов в других городах, областях и краях. Там выходит качественнее (и, между прочим, дешевле).

Продавец

Задаю директору «Книжного Барса» Светлане Платовой вопрос о том, нуждается ли их торговая сеть в краеведческой, исторической, научно-популярной литературе о нашем крае. И не удивляюсь ответу:
– Конечно, нуждается. Еще как!
– А как она к вам попадает на полку?
– Авторы приносят по нескольку экземпляров. Мы берем почти все, кроме разве что стихов. Как книга будет покупаться, предсказать не можем. Качество такой, пришедшей с автором литературы иногда оставляет желать лучшего.
Эта проблема нам, читателям, тоже известна. Иногда под богатой глянцевой обложкой такой сомнительный текст скрывается, что остается только жалеть о потраченных деньгах.
Светлана Александровна Платова, заместитель председателя регионального отделения Российского книжного союза, созданного в Рязани в апреле этого года, надеется на то, что дело взаимодействия книгоиздания и книжной торговли изменится, наконец, в лучшую сторону. В последнее время заметен интерес государства и бизнеса к этой отрасли, столь значимой для культурного развития, формирования национального самосознания и патриотизма.
– Нужна региональная программа развития и поддержки чтения, – говорит Светлана Платова. – Хотелось бы обсудить ее проект на рабочей группе, с общественностью, с заинтересованными лицами. И нужен, конечно, какой-то координирующий центр, который эту заинтересованность направит в правильное русло.
Вот такой разговор получился у меня с теми, кто пишет книги, кто их издает и доставляет к читателю. Вопросов больше, чем ответов. Их надо обсуждать. Потому и разговор рано завершать. Хочется, как Александр Сергеевич, воскликнуть: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» И добавить: книжный.

Ирина Сизова
Фото Димитрия Соколова