Протиснуться между бамперами

Машины с платных парковок переехали во дворы. Жителям многоэтажек кажется, что они попали на проезжую часть

Платные парковки заметно улучшили пропускную способность центральных улиц Рязани. Водители начали четче планировать свои маршруты передвижения, уменьшились заторы на дорогах. Опыт был признан удачным как городскими властями, так и областным правительством, и с августа 2016 года количество парковочных автоматов начало резко расти. Вот только частного транспорта меньше не стало, и водители начали искать альтернативу платному парковочному пространству. Далеко ездить не пришлось.

Автомобили заполонили близлежащие дворы и квартальные проезды, где отсутствуют ограды и шлагбаумы, а таких в Рязани большинство. Жители домов обнаружили, что они живут буквально на проезжей части и уже не могут без опаски ходить по своему двору, где со всех сторон напирают машины. Для них эффект платных парковок оказался со знаком минус.
– Едут к нам со всего города, потому что вокруг много организаций, магазинов, кафе, и надо где-то оставить машину, – говорит житель дома № 10 по ул. Радищева Виктор Николаевич. – Мы приезжаем с работы, нам негде поставить личный транспорт, все заполонили приезжие. Как с этим бороться, мы не знаем. Шлагбаумы, на мой взгляд, тоже не вариант. Изготовить дубликаты электронных ключей сейчас не проблема, они быстро разойдутся по друзьям, знакомым и случайным людям.
Ограда, конечно, не панацея, но хоть какой-то выход из положения. И когда проблемы стихийных парковок во дворах поднимаются на встречах с властями, те советуют жителям идти по этому пути. Но такие идеи в масштабах нескольких высотных домов с большой прилегающей территорией практически нереализуемые. По той простой причине, что нужно провести приватизацию земли общего пользования, перевести ее в общедолевую собственность, а дело это не только хлопотное и долгое, но еще и весьма затратное. Кто-то не хочет платить, кто-то не приходит на собрания и не хочет «светить» документы на квартиру. Так что же, спокойно взирать на то, как дворы превращаются в автостоянки, а остатки газонов – в месиво грязи?
Все эти вопросы могут отпасть, если платное парковочное пространство распространится на дворы. Жители домов смогут ставить машины бесплатно, стоянка других авто будет рассчитываться по действующему тарифу – 20 рублей в час. И тогда автовладельцы задумаются, что им выгоднее: оставлять машину в соседнем дворе на весь рабочий день и платить минимум 160 рублей или добираться до офиса на общественном транспорте.
Наверное, этот порядок отвечает интересам жителей домов, возле которых уже не пройти и не проехать, и федеральный закон об организации дорожного движения такую возможность предусматривает. Но в Рязани реализовать ее пока нельзя, так как отсутствует соответствующее решение городской Думы. Как сообщили «РВ» в администрации Рязани, утвержденный порядок создания и использования парковочных мест не предусматривает организацию платных парковок в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. А пока нет решения городского представительного органа власти, не могут проводиться и эксперименты по созданию платных парковок во дворах. Особенно подчеркнем: платной территория станет для приезжих автомобилистов, но не для тех, кто живет в этих домах и имеет личный транспорт.
Конечно, автовладельцы, столкнувшиеся с дополнительными издержками, вправе знать, на какие цели направляются деньги за парковку. И не только куда, но и в каком количестве. Эти же вопросы возникли в начале года у депутатов областной Думы и членов президиума фракции «Единая Россия». На встрече в региональном парламенте народные избранники задали их представителям городской администрации.
В январе 2017 года власти города заключили инвестиционное соглашение с ПАО «Ростелеком». Компания взяла на себя обязанности создать 3400 парковочных мест в областном центре. Оператор должен нанести дорожную разметку, установить паркоматы, программное обеспечение, дорожные знаки, реализовать более четырех способов оплаты парковок и содержать их в надлежащем состоянии. За это «Ростелекому» полагается 90 процентов доходов от работы платных парковок. И так в течение семи лет, до 2024-го года. В бюджет Рязани зачисляется 10 процентов вырученной суммы. «Эти средства направляются на решение наиболее острых и проблемных вопросов в области благоустройства, в частности, на содержание и ремонт дорог города», – сообщает в ответе на запрос «РВ» администрация Рязани.
Несмотря на то что поступления в бюджет от платных парковок в 2018 году выросло по сравнению с 2017-м, напрашивается вопрос о распределении средств между инвестором и городской казной. Насколько обоснованно это соотношение – 90 и 10 процентов? Инвестор получил подряд на важные для города работы, но свой бизнес он делает все-таки на дорогах, принадлежащих муниципалитету, и у клиентов отсутствует выбор, у какого оператора им парковаться. Сама остановка на парковке – это тоже необходимость, избежать которую бывает невозможно. И именно город должен конвертировать издержки автомобилистов в социальные блага, которыми они же потом и воспользуются. А для этого требуются средства. В каких объемах они будут поступать в бюджет после истечения срока инвестиционного соглашения с «Ростелекомом», покажет будущее. Но хочется думать, что все-таки больше существующих ныне 10 процентов.
Взвешивать все «за» и «против» платных парковок, в том числе во дворах, люди смогут тогда, когда увидят реальные плоды благоустройства территорий. Людям нужно давать информацию о возможностях. А пока ее нет, легче всего оставаться пассивными наблюдателями и вести досужие разговоры на дворовых скамейках.


Группа «Рязань»:

Алексей Гришков: «Ответ однозначный: отгораживайтесь, ставьте шлагбаумы/ворота».

Артем Говорунов: «Выход: сделать так, чтобы общественный транспорт нормально ходил,при этом чтобы это были комфортные автобусы, а не переделанные фургоны».

Лиза Петрова: «Автолюбители загадили свои дворы, вытоптали газоны, развели грязь… Надо срочно принимать меры. Всех автолюбителей обязать навести порядок в своем дворе, заасфальтировать и т.д. Или пускай платно паркуются. Я ЗА».

Semen Anon: «Парковки должны быть платными. Земля в городе стоит денег, и иной раз и так невозможно протолкнуться по тротуару. Машин слишком много. Проблема не в платных парковках, а в том, что у нас довольно проблемная транспортная инфраструктура, которая заставляет людей использовать личное авто вместо общественного транспорта».

Павел Макаркин: «Как это ни странно, но я за платные парковки во дворах. Замучили приезжие свои ведра бросать во дворе. У меня сейчас 9 машин стоит не местных, вот зачем они нам тут сдались. А жильцам катайся вокруг домов и ищи парковку».

Татьяна Исаева: «Выход есть! Ходить пешком. И транспорт наладится, и парковаться – не надо круги нарезать! (…) Да и город отдохнёт от выхлопных газов!»

Никита Неганов: «Как обычно, власти пытаются бороться со следствием, а не с причиной. Вместо работы с городским транспортом отыгрываются на простых водителях, попутно не забывая про себя… Про инициативу с Ростелекомом вообще молчу. Если деньги за парковку хотя бы идут в бюджет города, то здесь натурально пойдут в карман частнику, что явно не способствует доверию к властям».

Группа «Новости Рязани»:

Денис Милюков: «Всё это, конечно, интересно, но возникают вопросы. Как быть с теми, кто приехал в гости, с квартирантами, с парами, живущими без регистрации брака, когда владелец машины фактически живет по одному адресу, а прописан по другому. Здесь надо учесть множество нюансов, чтобы не получилось «Хотели, как лучше, а получилось как всегда».

Луций-Лициний Лукулл: «А что там искать? Парковка на улицах должна быть бесплатной. А платными – новые паркинги или площадки. Как у «Атрона».

Группа «Типичная Рязань»:

Алла Мишакова: «Не всегда получается закрывать придомовую территорию. Приглашаю «РВ ТВ» во дворы напротив БЦ Европа. Вот где жить стало невозможно!»

Алексей Покореев: «За всё надо платить! Там, где раньше нельзя было останавливаться, сейчас за 20 р. можно. Проезжую часть на некоторых улицах разлиновали под парковки. Уже просто не знают, как собрать денег с граждан. А где же альтернатива? Где бесплатные парковочные места? Вот и щемятся все по дворам. Машин с каждым годом прибавляется, а вопрос не решается».

Сергей Попов: «Халявы не будет. Во всем мире парковка только дорожает с сокращением бесплатных мест».

Алексей Артемов: «Общественный транспорт надо сначала сделать нормальным».

Димитрий Соколов (фото)
Димитрий Соколов (текст)
Димитрий Соколов (видео)