Проявитель для фантазий

В Рязани увидели почти забытое искусство аргентумграфики

Рисунок на засвеченной фотобумаге проступает постепенно. Вместо красок – проявитель и закрепитель. Эти растворы использовались в фотографии, когда не было еще цифровых камер и компьютеров. А на стенах готовые произведения аргентумграфики, выполненные учениками Евгения Каширина в его фотостудии на станции юных техников.

Рязанский «Фотодом» продолжает знакомить посетителей с наследием выдающегося фотохудожника и педагога, создавшего особый жанр изобразительного искусства – рисование серебром. Ведь, как известно, соли серебра содержатся в эмульсии фотобумаги.
– Огромное количество рисунков потеряно, но сохранилось несколько папок у нас в архиве, и мы задумали провести выставку. Техника рисования на засвеченной фотобумаге была известна и раньше. Но только Евгений Николаевич Каширин в своей студии сумел перевести ее в разряд искусства, – говорит член Союза фотохудожников России Андрей Карев.
Как рождается рисунок, можно было увидеть на мастер-классе. Его провели ученики Каширина Георгий Титов и Александр Суханов. Один из залов выставки занимают работы Георгия Титова, журналиста «Новой газеты», смелого художника-карикатуриста. Для него те занятия в кружке Каширина были упражнениями в остроумии и даже озорством, на которое Евгений Николаевич никогда не обижался, хотя не раз попадал под перекрест­ный огонь шуточных рисунков любимых воспитанников.
– Чем еще интересна аргентумграфика – ты никогда не можешь предугадать конечный результат. Он скрыт от тебя до момента погружения рисунка в раствор, но даже в нем свои сюрпризы, зависящие от температуры, состава химикатов, скорости погружения бумаги в проявитель. Ни один из рисунков нельзя ни повторить, ни копировать, – объясняет Георгий.
Александр Суханов за один из своих «серебряных рисунков» получил в 1999 году первый приз на международной выставке в Польше.
Лирические работы в технике аргентумграфики показала выпускница Рязанского художественного училища Анна Пахомова.
– Я поражен, восхищен! Удивительная техника, необыкновенные работы, – говорит директор училища Василий Колдин. – В них есть то, что мы в своих студентах пытаемся лелеять, – свобода, спонтанность самовыражения. Словно внутренний ребенок водит рукой художника. Это очень ценно и легко утратить. Нужно подумать над тем, как издать альбом рисунков учеников Евгения Николаевича.
Засвеченная фотобумага вообще-то подлежала сжиганию. Евгений Николаевич нашел ей применение в своем кружке. Сейчас бы сказали, что это умное производство, умное обучение. Но дело в том, что аргентумграфика полностью отвечала эстетическим взглядам мастера, потому что непредсказуемость художественного результата в ней была доведена до абсолюта. В одну и ту же студию Каширина, как в реку, нельзя было войти дважды. В ней даже повседневность превращалась в искусство.

Димитрий Соколов (фото)
Димитрий Соколов (текст)
Димитрий Соколов (видео)