Рязанцы увидят архитектуру русских городов в изобразительном искусстве

Выставка «Времен связующая нить. Архитектура русских городов в изобразительном искусстве» открывается сегодня в 16.00 в областном художественном музее имени И.П. Пожалостина в рамках работы Первого Международного форума древних городов. В экспозиции представлено около 40 произведений печатной графики: литографии, линогравюры, ксилографии, офорты, создающие разноплановые образы городов России, чья история и культура насчитывает не одно столетие и неизменно привлекает своей неповторимой атмосферой и дыханием старины.

Достоверностью изображения отличаются линогравюры И.Н. Павлова (Альбом «Старая провинция», 1918), своими строгими линиями идеально отвечающие стремлению максимально точно запечатлеть наследие прошлых времен. Один из экспонируемых листов И.Н. Павлова изображает Успенский собор в Рязани.

Мастерство исполнения автолитографий В.И. Соколова (альбом «Сергиев Посад», 1916-1917) и его искренняя любовь к русской провинции принесли автору заслуженное признание как знатоков искусства, так и многочисленных любителей русской старины. К лучшим образцам отечественной литографии 1920-х годов относятся «Гостиный двор» Б.М. Кустодиева с характерной для художника колоритной зарисовкой из жизни провинциальной России и «Сергиев Посад. Пустая площадь» К.Ф. Юона. Изданные в 1921-1922 годах, они входили в авторские альбомы литографий, посвященные архитектуре и быту русской глубинки. Эти произведения и сегодня позволяют нам не просто увидеть отдельные архитектурные памятники, но и ощутить атмосферу старого русского города.

На протяжении многих десятилетий тема старых русских городов привлекала художников своими архитектурными достопримечательностями и живописными видами, в особенности такие прославленные центры древнерусской культуры как Сергиев Посад (Загорск), Ростов Великий, Вологда, Суздаль, Владимир. В то же время, многих авторов интересовали менее известные, но столь же прославленные своей историей Козельск, Боровск, Ливны, Гороховец, которые даже в большей степени сохранили очарование городской среды и уклад жизни.

Интерес художников вызывали оживленные ярмарки, базары, где соединялись образы архитектуры и концентрировалась значительная часть городской жизни с колоритными типажами местных жителей. Иногда именно неординарные люди становились своеобразным символом провинциальной культуры, как в серии ксилографий И.В. Голицына «Дмитровские чудаки» (1988).

Выставка будет работать до 9 сентября.

Источник: сайт «Вездекультура»