Сельхозкооперация: реализуем сообща


36

Многие фермерские хозяйства, развиваясь и увеличивая со временем объем своей продукции, начинают сталкиваться с проблемами сбыта. Ведь напрямую продавать потребителю молоко, мясо, овощи или мед сложно, а перекупщикам отдавать часть прибыли не хочется.

Кроме этого, финансовая деятельность небольших хозяйств не позволяет им делать крупные вложения в реконструкцию производства или строительство новой инфраструктуры. Решить проблемы сбыта, вопросы налогообложения и документооборота пайщиков, оказать помощь в оформлении господдержки призваны сельскохозяйственные кооперативы.


6 000 кооперативов зарегистрировано на сегодняшний день в России


О том, как идет работа по развитию кооперации в АПК в нашей области, рассказывает министр сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Дмитрий Филиппов.

Р.В. – Дмитрий Игоревич, насколько в нашем регионе на селе развита кооперация?

Д.Ф. – Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Рязанской области происходит практически с нуля. На начало 2018 года хозяйственную деятельность в регионе осуществлял всего один сельскохозяйственный потребительский кооператив.

Р.В. – Почему так сложилось?

Д.Ф. – Большинство аграриев привыкли развивать свое хозяйство самостоятельно.


В Рязанской области насчитывается 302 сельскохозяйственные организации, около 500 крестьянских (фермерских) хозяйств, 288 000 личных подсобных хозяйств


Мало кто готов вложить свои деньги в общее дело, а потом нести ответственность за принятое решение. Но поддержка начинающих фермеров и гранты для семейных животноводческих хозяйств дали положительный результат. Начав развиваться, фермерские хозяйства столкнулись с проблемой реализации своей продукции и поняли, что только объединение обеспечит стабильный сбыт за более высокую цену. К тому же сегодня те проблемы, которые существовали ранее в стране – недостаточная информированность населения о преимуществах кооперации, несовершенство правовых и организационных механизмов кооперирования и интегрирования сельхозтоваропроизводителей, тесное взаимодействие с органами местного самоуправления, задачей которых является помощь в создании сельскохозяйственных кооперативов и сопровождение их, – решены. Конечно, мы лишь в самом начале пути по развитию кооперации в регионе, но опыт нашего соседа – Липецкой области показывает, что те из сельхозпроизводителей, кто нашел свою нишу в этой сфере, успешно работают, принося немалую пользу сельскому населению.

Р.В. – Вы сказали, что в плане развития кооперации мы только делаем первые шаги. Какие именно?

Д.Ф. – На основании лучших практик развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в других регионах разработана наша областная концепция развития. В рамках ее реализации предполагаются меры финансовой и организационной поддержки; меры, направленные на обучение, подготовку и переподготовку кадров в системе сельскохозяйственной потребительской кооперации; а также меры, направленные на организацию сбыта продукции сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В апреле этого года губернатор области утвердил приоритетный проект «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Рязанской области», рассчитанный на два года. В результате его реализации на территории региона должно быть создано не менее 25 сельскохозяйственных потребительских кооперативов: пять – в этом году, двадцать – до конца 2020 года. В перспективе созданные кооперативы смогут претендовать на грантовую поддержку из федерального и регионального бюджетов на развитие производственной базы. Также проектом предусмотрено внедрение механизма совместных поставок продукции участников сельскохозяйственных кооперативов в торговые сети региона, проведение других мероприятий, направленных на ее продвижение.

Р.В. – Что-то из задуманного уже реализовано?

Д.Ф. – Конечно, уже есть некоторые результаты. На сайте министерства создан раздел «Сельскохозяйственные потребительские кооперативы», в котором размещена информация об основах сельскохозяйственной потребительской кооперации, мероприятиях по ее развитию и финансовой поддержке. Определен центр компетенций в сфере сельхозкооперации – это акционерное общество «Корпорация развития Рязанской области». Специалистами Рязанского государственного агротехнологического университета разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. Прошел первый семинар по данной тематике, участие в котором приняли фермеры, члены уже существующих кооперативов и те, кто только собирается в них вступить, а также главы сельских поселений и специалисты управлений и отделов сельского хозяйства районных администраций. На актуальные вопросы по кооперации отвечали президент Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов Союз «Агроконтроль» Андрей Морозов и исполнительный директор организации Галина Явкина.

Р.В. – Вы сказали, что на семинаре присутствовали кооператоры. Сколько в области уже зарегистрировано кооперативов? Чем они занимаются? Где расположены?

Д.Ф. – В настоящее время зарегистрирован сельскохозяйственный сбытовой потребительский кооператив «Грибы с глазами» в Рязанском районе. Кооператив объединил граждан, осуществляющих сбор грибов. Они намерены совместно организовать их дальнейшую переработку, в первую очередь сушку и реализацию. В Михайловском районе создан сельскохозяйственный снабженческий сбытовой потребительский кооператив «Аврора» по оптовой торговле масличными семенами и маслосодержащими плодами. В Касимовском районе работает сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Бельковский». Он объединил граждан для организации сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции.

Р.В. – В чем экономический смысл кооперации для этих хозяйств?

Д.Ф. – Цель создания любого сельскохозяйственного потребительского кооператива – повышение благосостояния его членов за счет увеличения сбыта. Ведь при объединении многие хозяйственные процессы становятся более эффективными. Так, большие партии сельскохозяйственной продукции имеют более широкие рынки сбыта. Издержки хранения продукции ниже на одном большом складе, чем на нескольких маленьких. Себестоимость крупномасштабной переработки ниже на единицу продукции, а высокопроизводительная сельхозтехника дешевле в расчете на обрабатываемый гектар.

Р.В. – Но ведь неоправданно ожидать от развития сельскохозяйственной потребительской кооперации ни роста налоговых поступлений в казну области (кооперативы не являются заметными налогоплательщиками, а их члены – ЛПХ налогов не платят), ни снижения потребительских цен (кооперативы действуют в интересах своих членов и заинтересованы в росте стоимости своей продукции), ни привлечения в регион инвестиций (крупным инвесторам кооперация невыгодна).

Д.Ф. – Да, Вы правы. Но давайте не будем забывать о таких аспектах экономической «выгоды» для района и области, как стимулирование на селе производства качественной продукции, повышение конкуренции среди малых форм хозяйствования, создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий и повышения занятости населения.

Р.В. – Еще одним стимулом к созданию кооператива должна стать грантовая поддержка государства?

Д.Ф. – Такая поддержка предусмотрена в рамках действия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. По ее условиям получить грант может кооператив, объединяющий не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей и действующий не менее 12 месяцев с даты регистрации. При этом он должен заниматься заготовкой, хранением, переработкой и подготовкой к реализации сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод. По условиям конкурсной программы, СПоК обязуется осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта, а на каждые три грантовые миллиона необходимо создать не менее одного нового постоянного рабочего места.

Р.В.– Сколько всего может получить на свое развитие кооператив?

Д.Ф. – Сельскохозяйственный потребительский кооператив может получить грант в размере, не превышающем 70 миллионов рублей, но не более 60 процентов затрат. Срок использования гранта – не более 24 месяцев с даты его получения.

Р.В. – А на что можно потратить средства?

Д.Ф. – На строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов, на приобретение и монтаж оборудования и техники, на закупку специализированного транспорта и уплату части взносов по договорам лизинга.

Р.В. – Дмитрий Игоревич, когда грантовая программа начнет действовать в нашей области?

Д.Ф. – В настоящее время претендентов на участие в данных мероприятиях в Рязанской области нет. Кооперативы только начинают создаваться. А вот уже в 2019 году, уверен, будут конкуренты. Но сразу же хочу заострить внимание: не стоит рассматривать кооперацию исключительно как возможность получения господдержки. Кооператив – это система отношений. Это добровольное объединение людей, которое может и не дать высокую цену на продукцию, но обеспечит стабильный сбыт товара. Вступая в кооператив, его члены получают совокупность услуг (поставка кормов, ветобслуживание, авансирование, сокращение издержек) и в том числе – помощь со стороны государства на дальнейшее развитие.

Беседовала Екатерина Детушева