Сладкий бренд,


50

или Как в Рязани появился музей леденца

В последние годы в России активно начали развиваться частные музеи. Большинство из них создаются либо на базе личных коллекций собирателей, либо на основе популярного бренда. Хорошо, если гастрономического, ведь именно вкусовая составляющая зачастую и становится «вишенкой на торте» во время путешествия в другой регион или страну. Но в Рязани такого бренда не было, а история открытия музея леденца – это скорее случай. Удивительный случай, благодаря которому начался успешный бизнес и история создания своего рязанского гастрономического бренда.

Рецепт неизвестной сладости

Успешный предприниматель Игорь Евстюхин, за плечами которого создание бизнеса по производству шоколадных изделий, в 2016 году случайно находит в библиотечной книге «Записки первого Комитета сахароваров» листок с рецептом. В датированном 1837 годом рецепте нет названия сладости, но после его приготовления выясняется, что это леденец. Заинтересовавшись, чем 1837 год был примечателен для Рязани, бизнесмен выясняет, что в тот год в город приезжал цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II. К его приезду жители устроили выставку достижений Рязанской губернии, к которой и был создан леденец, сваренный по особому рецепту. На основе этой истории и довольно интересного ее продолжения, о котором охотно сегодня рассказывают экскурсоводы, и был создан музей рязанского леденца.

Открыть бизнес…

Проект по созданию в городе музея леденца получил поддержку властей города, которые активно помогали в поиске подходящего для музея помещения. Им стал дом около Рязанского кремля, находящийся в муниципальной собственности и арендованный под будущий музейный объект за минимальные цены. В ремонт ветхого подвального помещения и его обустройство вложили около 10 миллионов рублей, рассчитав, что полностью проект окупится лишь через шесть лет.
Сегодня в музее функционируют три зала. Один из них посвящен биографии Александра II и его приезду в Рязань на выставку достижений губернии. Второй рассказывает о появлении сахара в России и Николае Петровиче Шишкове – первом председателе Сахароварного комитета Российской империи, который жил в Рязани. В третьем представлено производство сахара в XIX веке.

…и не прогореть

Экскурсии в музее леденца проходят в живой, интерактивной форме. А основной постулат заведения – все можно трогать руками! – очень привлекает как детей, так и взрослых. Кроме этого, музейщики делают ставку на мастер-классы – учат готовить леденцы по старинному рецепту.
– Наш музей частный, поэтому никаких дотаций государство нам не выделяет, – поясняет руководитель музея истории рязанского леденца Наталья Майзельс. – Мы рассчитываем на свои силы и активно ищем дополнительные источники дохода. Так, на территории музея было открыто кафе «Чайная», где подаются традиционные рязанские блинчики-каравайцы. Кроме кафе доход музею приносит продажа шоколада «Рязань – душа России» и «ШокоРуа»«и, конечно же, леденцов. В музее вручную их варит наш сахаровар. Процесс этот открытый, что тоже привлекает посетителей.

Готовы развиваться

Благодаря грамотному маркетингу за 2018 год музей, который, как отмечают сами его сотрудники, скорее – современный исторический семейный досуговый центр, посетило 18 тысяч человек. И если в новогодние праздники прошлого года в его стенах побывало 800 человек, то в этом году число посетителей увеличилось вдвое.
– Мы бы и больше приняли, – поясняет Наталья, – только помещение не позволяет. Сегодня мы готовы вложиться своими знаниями, своими деньгами и расширяться. И у нас есть немало идей по продвижению нашего бренда – рязанского леденца. Но найти помещение в старинном центре города – нерешаемая проблема. А ведь именно наша кремлевская набережная должна быть той самой туристической Меккой, где представлены самые яркие турпродукты региона. Второй нерешенный пока на уровне области вопрос – грамотное продвижение рязанских турпродуктов на уровне федерации. И эти вопросы бизнесу и власти нужно очень активно решать. Ведь туристическая отрасль на сегодня – это самое быстро развивающееся направление в экономике.


В 2018 году Рязанский леденец получил свидетельство о наименовании места происхождения товара, И теперь официально закреплен как гастрономический бренд


Мнение эксперта

Оксана Кутукова, Генеральный директор Центра развития туризма:

– В последнее время в регионе заметен рост количества инициатив в сфере туризма. Появляются новые отели, рестораны, частные музеи, объекты показа. Растут перспективы развивать не только внутренний туризм, но и въездной. Музей истории рязанского леденца – яркий пример предпринимательской идеи, выросшей на реальной истории, нематериальном культурном наследии, хорошо переработанный и трансформированный исторический материал. Данный музейный продукт ярко и познавательно презентует индивидуальные особенности города и локальной культуры. Он конкурентоспособен и востребован. И именно о таких историях успеха, о развитии стартапов, о том, как идеи перерастают в бизнес, с какими сложностями сталкиваются предпринимательские инициативы, мы и будем рассказывать в совместном информационном проекте и регулярной рубрике «Туризм как бизнес».


Комментарий

Сегодня частное музейное дело довольно активно развивается в Тульской области, где работает десяток проектов, подобных музею рязанского леденца. Первопроходцем этого бизнеса по праву можно считать Сергея Кузнецова.
– В 2008-м мы были первыми, кто открыл частный музей, – музей филимоновской игрушки. Коллекции были у многих, так как это традиционная для нашей губернии игрушка. Но вот микробизнес, а частный музей – это бизнес особого рода и на нем много не заработаешь, был тогда только у нас. Говоря об этом проекте, можно говорить о государственно-частном партнерстве, так как продвижение традиционного для региона промысла – задача скорее государства и области, чем бизнеса. С 2013 года мы стали получать региональные гранты на проведение Фестиваля гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона». А с 2018-го реализуем еще два музейных проекта – открыли музей «Гармони деда Филимона», экспонатами которого стала коллекция музыкальных инструментов, родиной которых является Тула, и музей советской игрушки «В Детство». Сегодня рано говорить об окупаемости двух последних проектов, хотя мы, конечно, сделали ставку на уникальность и брендовость наших экспонатов. «Филимоновская игрушка» окупает себя, музей гармони, в соответствии с бизнес-планом, должен этого достичь через 2,5–3 года. При этом мы понимаем, что музейное дело требует постоянных вложений, развития: пополнение коллекции, выставки, акции, расширение площадей, новые проекты. Также зарабатывать частный музей может на «сувенирке» – и этому направлению мы уделяем особое внимание, разрабатывая вместе с профессиональными мастерами образцы оригинальной качественной продукции на любой вкус. Спасибо области и городу за наше продвижение: информационная поддержка трех этих проектов, бесплатное включение нас в рекламные буклеты, каталоги – это хорошая помощь нашему турпродукту.


 

Екатерина Детушева