Совесть терпит убытки?

В последнее время рязанские маршрутки стали настоящей притчей во языцех. Нарекания по поводу их работы сыплются как из рога изобилия. Наиболее радикально настроенные граждане предлагают вообще ликвидировать данный вид транспорта как таковой. Признаюсь, я хоть и не столь критично мыслю, но тоже, по возможности, избегаю маршруток, особенно малой вместимости.
В них настолько некомфортно, что даже после непродолжительной поездки чувствуешь себя уставшей и изможденной. Но это, как говорится, только полбеды. Все чаще почему-то именно в маршрутках приходится быть свидетелем откровенного хамского отношения к пассажирам со стороны водителей, что только прибавляет неприятных впечатлений от поездки.
Не буду подробно описывать несколько случаев, когда приходилось в маршрутках вступать в дискуссию с водителями, которые отказывали мне в праве оплатить проезд безналичным способом – мол, у нас нет терминалов оплаты, и мы не обязаны их ставить. Хотя общеизвестно, терминалами должен быть оснащен весь общественный транспорт в городе, включая маршрутки. Сейчас, похоже, ситуация исправилась, и больше с отказами принять транспортную карту мне сталкиваться не приходится.
Хуже обстоит дело с отношениями между людьми – тут, если у человека элементарно не хватает воспитания и отсутствует понятие об уважительном отношении к старшему поколению, никакие технические новинки не помогут. Именно с такими мыслями недавно в один из вечеров я вышла из маршрутки на своей конечной остановке. Мне стало как-то очень грустно и тягостно от того, что молодой водитель с откровенным пренебрежением и неохотой принял к оплате транспортные карты пассажиров-льготников. «Слишком много стало вас – любителей халявы!» – нарочито громко возмутился человек за рулем, адресуя свои слова, видимо, женщинам пенсионного возраста, которые протянули ему свои проездные. Далее последовало что-то типа объяснения: льготников возить якобы убыточно, поэтому они его так раздражают. Полная маршрутка молча слушала хамскую как по содержанию, так и по интонации, с которой все это произносилось, тираду. Я начала было объяснять, что 365 рублей в месяц за льготный проездной – не такая уже и «халява». А одна из пассажирок-льготниц робко произнесла риторический, но ключевой, надо думать, вопрос: «А у водителя что, разве нет родителей-пенсионеров?!» Правда, донести что-либо здравое до человека, который мыслит исключительно категориями прибыльно-убыточно, проблематично, поэтому диалога не получилось. Интересно, что произошло все это в канун 1 Мая – праздника с объединяющим смыслом. Ведь если вдуматься, это день и тех, кто трудится сегодня, и тех, кто отработал много лет, получил за это определенные льготы, а вместе с ними, к сожалению, – и описанное выше к себе отношение.
Такие ситуации надолго оставляют в душе неприятный и какой-то липкий след. Мы говорим о преемственности поколений, взаимоуважении, народном единстве, наконец. Но на начальном, бытовом уровне нередко приходится констатировать обратное – равнодушие, эгоизм, стяжательство, грубость. Вытравить все это из современного общества одномоментно невозможно, и на то много причин. Но повлиять на то, чтобы завтра подобного негатива стало меньше, в наших силах. Самое простое и доступное для каждого из нас – показать достойный пример поведения своим детям. Чтобы лет через тридцать в общественном транспорте (тешу себя надеждой, что нынешние маршрутки к тому времени исчезнут) или в другом публичном месте кто-то молодой, здоровый, полный сил не сказал, что из-за нас – пожилых и немощных – он терпит убытки.