Театр будущего

«Когда речь идет о театре, то говорят о гуманитарной составляющей развития общества, о ценностях, которые не ограничиваются только экономическим взглядом на театр. Я очень благодарна Гайдаровскому форуму, что мы начали говорить о развитии страны не только с позиции развития экономики, но и с позиций приоритетов в широком гуманитарном смысле».

Этими словами зампред Правительства РФ Ольга Голодец открыла дискуссионную площадку «Театр будущего». Наверное, единственную площадку Гайдаровского форума в Москве, которая в столь чистом виде была посвящена культуре и культурному развитию человека. Площадку, на которой театральные деятели пытались ответить на вопросы: успевают ли театры за запросами общества? Какой театр ждет современный зритель? Каким мы видим его будущее?

Евгений Миронов: Театр – не всегда удобоваримое

Выступая на форуме и говоря об отношении государства и театра, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов подчеркнул, что возможность развиваться и заниматься творчеством – это и большая ответственность. А значит, во-первых, не стоит гнаться за количеством – это опасность: можно потерять в качестве. Во-вторых, не стоит идти на поводу общества, надо экспериментировать.
– Театр всегда был больше, чем просто развлечение или времяпрепровождение, – отметил худрук и актер. – Это кафедра, с которой зритель должен что-то унести. Возможно, совсем не то, что он хотел.
Театр будущего – многожанровый, зачастую экспериментальный и все чаще – социальный. Он уже сегодня обладает уникальной возможностью быстро реагировать на то, что происходит в обществе. Возможностью всего за 40 дней создать спектакль, который актуален. Именно так работает в России Документальный театр. Его постановки основаны на запросах зрителей и на исследовании жизни. Например, «Алконовеллы» – цикл монологов, в которых люди рассказывают, почему и как они пьют. А спектакль «Сентябрь.doc», поставленный шесть лет назад, использует материалы закавказских интернет-форумов во время бесланских событий.
Театр «Практика» рассказывает своим зрителям истории из жизни молодых людей – о вере, любви, отношениях. Есть среди них и довольно жесткие и жестокие – о насилии.
А в Государственном театре наций пошли еще дальше, поставив спектакль «Прикасаемые», ставший одним из самых масштабных проектов социального театрального искусства в России. В нем реальные истории о людях с одновременным нарушением зрения и слуха рассказывают и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры.
– Современная драматургия, – утверждают участники дискуссионной площадки «Театр будущего», – это не всегда что-то радостное и расслабляющее. Да, порой это даже неудобоваримое. Но задача современного театра – воспитывать в зрителе приятие того, что происходит в мире.

Григорий Заславский: Зритель изменился и помолодел

Кто же тот зритель, для которого театр меняется и готов меняться еще больше? Готов быть и площадкой для сложного внутреннего развития, и одновременно – терапией.
В Российском институте театрального искусства, в созданной Лаборатории будущего театра студенты провели исследование по данной теме.
– Первая идея была довольно простая, – рассказывает участник дискуссии, ректор ГИТИС Григорий Заславский. – Мы решили выяснить, а сколько же всего в России театров. Вот сегодня была озвучена цифра – 349. Но это лишь те театры, которые получают господдержку. Коляда-Театр, Театр.doc, «Квартет И» – это частные театры, которые никто не считает. А значит, зрителей, которые ходят в театры, – более 40 миллионов, может 60, может, еще больше.
И студенты провели подобное исследование. Особенно их интересовали театры, не имеющие государственного финансирования. В ходе переписи выяснилось, что в стране 1056 негосударственных театров из 1762 всего работающих на территории РФ. 309 театров расположены вне столичных центров, 713 театров находятся в Москве и Санкт-Петербурге, 740 – в столицах регионов.
Вторым шагом стало исследование публики.
– Говорят, что наш зритель – женщина старшего возраста, – отмечает Григорий. – Да, женщина! Но сегодня самый распространенный зритель – это женщина 35-45 лет. Это изменившийся зритель. Помолодевший. Причем, хочу отметить, что 2/3 нашей постоянной публики – это те, кто в возрасте до 6 лет был приведен в театр родителями. Остальные куда реже становятся театральной публикой.
Основной же мотивацией похода в театр, как показали исследования ГИТИСа, является получение эмоций, а причиной выбора конкретных постановок – сюжет спектакля, тематика, советы друзей и знакомых.

Ирина Апексимова: Мы боремся за молодое поколение

Отвечая на вопрос «Кто же наш зритель?», директор Московского театра на Таганке Ирина Апексимова отметила важность привлечения в мир театра всех поколений.
– Сегодня в рядах наших зрителей три поколения публики. Х – это люди 63-83 годов рождения. Те самые основные зрители. Те, кто когда-то пришли с родителями по традиции, и их «зацепило». Поколение Y – 84-90 годов рождения, выросшее в период вседозволенности и размытости ориентиров, осталось немного за пределами театральной культуры. Важно его возвратить.
Но есть и новое поколение – Z. Апексимова заметила, что это те люди, которые только начали ходить в театр и еще не понимают, что это такое.
– У них нет авторитетов. Они не знают режиссеров и драматургов. Их для молодежи просто не существует. Они проходят как по минному полю. И мы очень боремся за это молодое поколение.
Одним из способов привлечения молодежи в театр стал проект «Театральный марш» в саду «Эрмитаж». В этом фестивале на открытом воздухе вот уже шесть лет участвуют более 10 московских театров, которые показывают премьеры и любимые постановки в режиме нон-стоп весь день.
– Это такой марафон-дайджест из того, что произошло в театральном мире за последний сезон и что можно вынести за рамки сцены в ее классическом виде. Вот там мы боремся за молодое поколение. Это бесплатно. Если не зацепило – ушел.
Как отмечает актриса, подобный формат общения с публикой – довольно сложный для творческих коллективов процесс. Но он дает свои положительные плоды – более 100 тысяч человек посетили площадку под открытым небом.
– И это те люди, – отметила Ирина, – которые возвращаются.
А Ольга Голодец, подводя итоги дискуссионной площадки, отметила, что Год театра даст возможность сделать доступным театр для всех российских зрителей.


В 2018 году было зафиксировано 140 миллионов посещений выставок и 40 миллионов посещений театральных постановок.


Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:
– В культуре мы были, есть и остаемся на лидерских позициях. Наше искусство принимается во всем мире, на наши гастроли есть огромный спрос со стороны зарубежных партнеров.

 

Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству:
– Есть те сферы, которые развиваются между Россией и миром вне зависимости от политической повестки дня. Сфера образования, науки и культуры должна развиваться без оглядки на политическую конъюнктуру.


События

Театральный год шагает по стране

Под эгидой Года театра в нынешнем году по всей стране пройдут масштабные международные и всероссийские мероприятия. В том числе Всероссийский театральный марафон.

Он стартовал 18 января во Владивостоке на Приморской сцене Мариинского театра с жемчужины русского балета – «Спящей красавицы» на музыку Петра Чайковского в хореографии Мариуса Петипа. Кроме этого, на нескольких этажах театра разместились выставки «История русского театра» и «Театры Дальнего Востока», фотовыставка о театрах страны информационного агентства ТАСС. В фойе и на главной сцене театра прошли театрализованные представления артистов театров ДФО.
Следующим пунктом марафона станет Хабаровский музыкальный театр, куда приедут с гастролями артисты Приморского театра драмы. Затем уже хабаровские артисты отправятся в Южно-Сахалинск, а южно-сахалинские – в Петропавловск-Камчатский. Таким образом, гастрольная эстафета будет продолжена всеми региональными театрами России по цепочке, достигнет в конце года самой западной точки страны – Калининграда.

Театр – детям

1 апреля стартует конкурс творческих сочинений «Пишем о театре!», в котором смогут принять участие дети с 11 до 17 лет. Он продлится до 30 сентября 2019 года. А для детей 6–10 лет проведут конкурс детских рисунков на темы, связанные с театром.

Главным призом станет поездка в Москву и поход в один из главных театров страны. Также для победителей проведут мастер-классы с российскими педагогами ведущих театральных вузов и творческие встречи с мастерами ГИТИСа, Школы-студии МХАТ, Театрального института имени Щукина и других. Все сочинения и рисунки участников можно будет посмотреть на портале Годтеатра2019.рф.
На сайте будет работать творческая виртуальная площадка, где школьники смогут посмотреть исторические и современные театральные постановки, лекции и мастер-классы.
В рамках культурно-образовательного проекта «Театр – детям» театры из разных городов России подготовят детские фестивали и творческие семейные мастерские-студии.

Театральная олимпиада – 2019

В 2019 году с июня по ноябрь в России пройдет 25-я театральная олимпиада «Наводя мосты».

Центральной площадкой проекта станет Александринский театр в Санкт-Петербурге. Более 30 постановок представят участники из 25 стран мира: Японии, Греции, Германии, Китая, Нидерландов, Бельгии, Франции. Во время олимпиады можно будет посмотреть спектакли Тадаси Судзуки, Теодороса Терзопулоса, Хайнера Геббельса и Андрея Щербана, Кэти Митчелл и других известных зарубежных режиссеров.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Константин Кириллов, директор Рязанского театра кукол, председатель Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ, член совета Российского национального центра UNIMA (международный союз деятелей театра кукол):

– Театры Рязанской области, в частности, театр кукол, продолжают тесное сотрудничество с коллегами в стране и мире. В минувшую неделю мы с художественным руководителем театра кукол Валерием Шадским приняли участие в работе совета Российского национального центра UNIMA – отделения международного союза деятелей театров кукол. Коллеги из разных регионов корректировали устав организации, принимали новых членов и намечали направления работы на год. Впереди у международного союза несколько крупных проектов, в которых примет участие российский центр – например, конгресс на Бали в 2020 году. Кроме того, в этом году международный союз UNIMA отметит 90-летие.
Осенью кукольники со всего мира встретятся в Рязани на Международном фестивале театров кукол «Рязанские смотрины» и отметят его 30-летие. Артисты из разных стран вместе сыграют в спектакле «Луна на всех одна» в финале «Смотрин». А еще в рамках фестиваля состоятся выборы нового президента и совета Российского национального центра UNIMA. Это почетные, но исключительно общественные должности, которые подразумевают огромную организационную работу.

Игорь Мишин, заместитель министра культуры и туризма Рязанской области:

– Год театра только начался, и деятели культуры проводят совещания и планируют работу в соответствии с общероссийским планом мероприятий. В Рязанской области в течение года состоится множество премьер, фестивалей и торжеств. Особое внимание уделено II Международному форуму древних городов, где обменяются опытом деятели театра из разных стран мира. Ближайшая важная дата – Всемирный день театра 27 марта. Так что творческая работа продолжается. Зрители смогут найти всю информацию о событиях Года театра в регионе на портале «ВездеКультура».
А текущие проблемы и задачи театральной сферы специалисты обсудят в Совете Федерации Федерального собрания РФ. 5 февраля председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко проведет встречу с деятелями культуры. Наш регион представят министр культуры и туризма региона Виталий Попов и руководители рязанских театров, и у них будет возможность выступить и задать свои вопросы. Такой конструктивный диалог необходим, он поможет решить назревшие вопросы.


Екатерина Детушева
Фото Димитрия Соколова