В рязанской школе-интернате слабовидящим детям подарили спектакль, полный звуков и касаний

С чем ассоциируется театр? Просторные залы, брызги хрустального света, завитки лепнины, занавес, который вот-вот приоткроет волшебную картину… А если убрать изображение? Нежность бархатных кресел, запах свежеотпечатанной программки и океан звуков, где грохот музыки и переплеск голосов перемежаются секундами тишины. Именно так воспринимают постановки слабовидящие и слепые люди. Им, как и всем, нужен умный, интересный и, главное, доступный театр.

В школе-интернате № 26, где учатся ребята с особенностями зрения, педагоги и ученики решили открыть Год театра «спектаклем-невидимкой». Побывать на таком хоть раз стоит каждому, чтобы по-новому оценить мастерство актеров и понять, как живется людям, которые видят сердцем.
Школьный актовый зал пока пуст, но первые ряды заняты юными артистами. Старшеклассники в черном пролистывают сценарий, болтают и смеются. Репетиции и премьеры им не в новинку: на базе школы действуют театральное объединение «Петрушка» и творческое объединение «Звездочки», ребята выступают в разных городах России и зарубежья. Но за «невидимый театр» здесь берутся впервые. Артисты поднимаются на сцену и рассаживаются за столом, чтобы читать по ролям. Заходят первые зрители – младшеклассники, им раздают маски для сна, чтобы все окунулись в сказку. Гаснет свет, и спектакль начинается…
Для первого эксперимента учителя выбрали «Дюймовочку» Андерсена. Магия постановки создается за счет удачно подобранных голосов: крошечная девочка щебечет, как соловей, Крот говорит сухо и жестко, Ласточка – напевно… Звукорежиссер добавляет шумы, мелодии и песни персонажей, исполненные самими школьниками. Но зрителям, точнее слушателям, нужно задействовать еще и осязание. Помощники брызгают на детей водой, дают погладить мех, похожий на кротовый, или подержать в руках ореховую скорлупку, на которой Дюймовочка каталась, как на лодке. Так сказка оживает по-настоящему.
Премьеру «Дюймовочки» в школе-интернате № 26 приурочили еще и к 210-летию со дня рождения Луи Брайля, который придумал шрифт для незрячих. Идею постановки рязанским учителям подсказали в московском Театре имени М.А. Булгакова, где проводят «спектакли-невидимки». Коллектив школы планирует несколько показов сказки для широкой аудитории, в том числе для людей с особенностями зрения.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Наталья Исайкина, педагог-дефектолог школы-интерната № 26:

– Возможность культурно развиваться должна быть у всех. Мы готовы помочь нашим профессиональным театрам и проводить для слепых и слабовидящих гостей тифлокомментирование спектаклей. Это краткое описание происходящего на сцене, которое дополняет реплики актеров. Сколько новых счастливых зрителей появится на спектаклях!

Димитрий Соколов (фото)
Татьяна Кармашова (текст)
Димитрий Соколов (видео)
Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое