В рязанской школе-интернате слабовидящим детям подарили спектакль, полный звуков и касаний
С чем ассоциируется театр? Просторные залы, брызги хрустального света, завитки лепнины, занавес, который вот-вот приоткроет волшебную картину… А если убрать изображение? Нежность бархатных кресел, запах свежеотпечатанной программки и океан звуков, где грохот музыки и переплеск голосов перемежаются секундами тишины. Именно так воспринимают постановки слабовидящие и слепые люди. Им, как и всем, нужен умный, интересный и, главное, доступный театр.
В школе-интернате № 26, где учатся ребята с особенностями зрения, педагоги и ученики решили открыть Год театра «спектаклем-невидимкой». Побывать на таком хоть раз стоит каждому, чтобы по-новому оценить мастерство актеров и понять, как живется людям, которые видят сердцем.
Школьный актовый зал пока пуст, но первые ряды заняты юными артистами. Старшеклассники в черном пролистывают сценарий, болтают и смеются. Репетиции и премьеры им не в новинку: на базе школы действуют театральное объединение «Петрушка» и творческое объединение «Звездочки», ребята выступают в разных городах России и зарубежья. Но за «невидимый театр» здесь берутся впервые. Артисты поднимаются на сцену и рассаживаются за столом, чтобы читать по ролям. Заходят первые зрители – младшеклассники, им раздают маски для сна, чтобы все окунулись в сказку. Гаснет свет, и спектакль начинается…
Для первого эксперимента учителя выбрали «Дюймовочку» Андерсена. Магия постановки создается за счет удачно подобранных голосов: крошечная девочка щебечет, как соловей, Крот говорит сухо и жестко, Ласточка – напевно… Звукорежиссер добавляет шумы, мелодии и песни персонажей, исполненные самими школьниками. Но зрителям, точнее слушателям, нужно задействовать еще и осязание. Помощники брызгают на детей водой, дают погладить мех, похожий на кротовый, или подержать в руках ореховую скорлупку, на которой Дюймовочка каталась, как на лодке. Так сказка оживает по-настоящему.
Премьеру «Дюймовочки» в школе-интернате № 26 приурочили еще и к 210-летию со дня рождения Луи Брайля, который придумал шрифт для незрячих. Идею постановки рязанским учителям подсказали в московском Театре имени М.А. Булгакова, где проводят «спектакли-невидимки». Коллектив школы планирует несколько показов сказки для широкой аудитории, в том числе для людей с особенностями зрения.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Наталья Исайкина, педагог-дефектолог школы-интерната № 26:
– Возможность культурно развиваться должна быть у всех. Мы готовы помочь нашим профессиональным театрам и проводить для слепых и слабовидящих гостей тифлокомментирование спектаклей. Это краткое описание происходящего на сцене, которое дополняет реплики актеров. Сколько новых счастливых зрителей появится на спектаклях!