Тонкая грань

Меня недавно очень удивило, что солидный ведущий воскресной передачи «Вести недели», от которого привыкла слышать анализ высшей политической «кухни», вдруг заступился за… рэпера. Есть, оказывается, чрезвычайно популярный у молодежи исполнитель этого жанра, который в чем-то, по мнению полиции, перешел грань, за что и поплатился. Ведущий сказал, что жанр рэпа восходит аж к поэзии Маяковского и процитировал несколько строк признанного в мире поэта. Что касается упоминаний о «наркоте» и прочем таком в рэперских произведениях, то последовал совет вспомнить Есенина, который тоже, бывало, «пропагандировал» не очень хорошие вещи, но кто теперь его этим попрекнет? В общем, как следовало из комментария, силовым структурам надо быть осторожнее, не вмешиваться в то, что не входит в их компетенцию, не вызывать тем самым излишнее напряжение в обществе.

Тем более, добавлю от себя, что сами виновники напряжения, как не раз случалось, от этого лишь выигрывают. Вспомним тут, как мудрая Анна Ахматова, наблюдая за суетой властей вокруг молодого Бродского, сказала однажды: «Какую биографию делают нашему Рыжему!» И сделали – отчасти. Многие из нас удивились, узнав, что Нобелевскую премию этому выдающемуся поэту дали не за стихотворные произведения, а за эссе, в которых однозначно звучала его политическая позиция.
Возвращаясь к излишнему напряжению в обществе, скажу, что призывали быть аккуратнее в этом отношении и на недавнем ток-шоу, огласившем итоги конкурса на выбор имен, достойных присвоения аэропортам России. Я не согласна с мнением, что мало кого это интересует. Очень даже чувствительная тема. Будь в Рязани аэропорт, среди рязанцев разгорелись бы нешуточные споры. Правда, мы все, как мне кажется, сошлись бы на имени «Есенин».
А что касается компетентности в сфере искусства, то как не порадоваться вслед за «Литературной газетой» тому, что «впервые за шесть лет обновился состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству»! Обновился наполовину и, как заметил один из его старожилов, писатель и ректор Литературного института имени А.М. Горького Алексей Варламов, это даст больше возможностей, чтобы соблюдать «очень тонкую грань между невмешательством в творчество и помощью тем, кто творчеством занимается». Писатель и литературовед Валентин Курбатов, тоже из «бывших», заметил: если в «первом совете» его члены чувствовали себя очень разными, «порою с прямо противоположными взглядами на художественную и культурную реальность», то новый состав «свидетельствует о движении к единству»…
О том, с какой именно стороны должно пойти движение, кого теперь больше в совете – «либералов» или «государственников» – каждый из нас может судить по полному списку нового его состава, опубликованному на сайте «ЛГ». Но, мне думается, что даже в ответе на этот вопрос полного совпадения в наших взглядах не обнаружится. Здесь еще и примешиваются соображения, что «государственником» быть выгодно…
На том же телевизионном ток-шоу это прозвучало в адрес замечательного кинорежиссера Карена Шахназарова. Он даже возмутился: «Я за свои выступления здесь деньги, что ли, получаю?».
А поэт Николай Добронравов, 90-летие которого недавно отмечали, пишет с горечью: «Наши песни сейчас за решеткой»…
Нам, читателям и зрителям, до всего этого есть дело потому, что, увы, многие из нас стали «бывшими» читателями и зрителями: неинтересно нам теперь многое из того, что производится ныне деятелями литературы и искусства.
Да и запутывают очень часто нас. Вот дочь Никиты Михалкова сняла первый свой художественный фильм под названием «Проигранное место». Один критик по этому поводу вопрошает: «Почему тратятся государственные деньги на провальный депрессняк, а потрясающие сюжеты не доходят до экрана?» Другой, констатируя, что присутствие ненависти к клану Михалковых вспыхивает при каждом проявлении его представителей, утверждает: «Молодой режиссер сняла фильм для думающих современных людей». Вот и разберись!
Я на всякий случай держу в голове суждение Ирины Антоновой, которая много лет прожила и многое знает. «Что отличает настоящее искусство? – ставит она вопрос. – Во-первых, наличие этического начала. Во-вторых, важен эстетический момент. Конечно, понятия их со временем меняются… Но очень часто сегодняшняя продукция совершенно лишена добра и красоты».